InvestFuture

Ведущие страны в глобальной экономике

Прочитали: 449

Почти две тысячи лет назад — в 33 году нашей эры — в самом сердце огромной Римской им­перии случился финансовый кризис. Рухнули цены на землю, и большое количество достойнейших, благород­нейших римских семей оказалось на грани разорения. Эти cобытия крат­ко описывает в своих Анналах зна­менитый римский историк Тацит. Он называет пострадавших просто землевладельцами, хотя сегодня их назвали бы инвесторами или даже спекулянтами. Эти люди брали зай­мы и скупали землю, исходя из пред­положения, что цены на землю могут только расти. В конце концов прави­тельство императора Тиберия — ви­димо, не без давления со стороны пострадавших — приняло решение о «спасении» незадачливых инвесто­ров при помощи предоставления им трехлетних беспроцентных займов за счет казны. История умалчивает, рас­платились ли получатели этих займов с казной или нет. Сегодня у нас не­вольно возникает ощущение dеjа vu.

Состояние мировой экономики

Нынешнее состояние мировой эко­номики вызывает большую озабочен­ность. Резкое снижение роста во всех развитых странах, сопровождаемое волнениями на финансовых рынках, уже привело к пересмотру прогнозов роста в сторону понижения. Мы раз­деляем точку зрения Фонда, что су­ществует немалый риск дальнейшего ухудшения ситуации. При этом у развитых стран осталось не так уж много возможностей противостоять снижению роста при помощи мер фискальногои монетарного стимулирования.

В большинстве стран финансовый кризис 2008—2009 годов сопровождался резким увеличением бюджетных дефицитов и суверенных долгов. Это про­исходило не только в связи с наращиванием бюджетных расходов в целях стимулирования роста, но также по причине вызванного спадом сокращения бюджетных доходов. Совсем не случайно новая фаза кризиса уже получила название «кризис суверенных долгов».

Поэтому наиболее срочная задача для большинства развитых стран — раз­работка убедительной среднесрочной программы бюджетной консолидации. Такая программа должна ясно показывать, при помощи каких мер по со­кращению бюджетных расходов и увеличению бюджетных доходов стра­на предполагает обеспечить снижение суверенного долга до приемлемого уровня. Главная сложность данной задачи состоит в том, что бюджетная консолидация должна будет осуществляться в течение многих лет и, скорее всего, в условиях низкого роста в развитых странах.

В последнее время ведется много споров о том, у каких развитых стран еще сохраняется возможность краткосрочного фискального стимулирова­ния. Этот вопрос представляется нам чисто эмпирическим: невозможно предвидеть, как долго финансовые рынки будут обеспечивать нарастающие потребности в рефинансировании суверенного долга на приемлемых ус­ловиях и когда они откажутся это делать. Кроме того, именно чрезмерная озабоченность политиков обеспечением краткосрочного роста и стала одной из главных причин, породивших сегодняшний кризис.

Япония: потерянное двадцатилетие

Ни в одной из крупных развитых стран необходимость убедительной сред­несрочной программы бюджетной консолидации не стоит так остро, как в Японии. Дело здесь не в том, что Япония испытывает трудности с рефинансированием своего долга (в силу ряда причин она их пока не испытыва­ет), а в том, что при таком уровне долга японская экономика просто не мо­жет расти. В Японии как предприниматели, так и домохозяйства прекрасно понимают, что рано или поздно резкое повышение налогов и сокращение социальных расходов неизбежно, но они не знают, когда и как это будет происходить. Эта образовавшаяся в японском обществе неопределенность и стала главной причиной высокого уровня сбережений, низкого уровня част­ных инвестиций, большого оттока капитала и в конечном счете — низкого роста на протяжении целого двадцатилетия.

Образовался своего рода порочный круг. С одной стороны, чрезмерная озабоченность политиков достижением краткосрочного роста заставляла их вновь и вновь прибегать к мерам фискального стимулирования. С другой стороны, это приводило лишь к краткосрочным всплескам роста, но сопро­вождалось постоянным увеличением долга, тем самым подрывая основы рос­та в будущем. Конечно, высокий уровень долга — не единственная причина низкого роста в Японии, но, на наш взгляд, самая главная.

К сожалению, в ближайшем будущем задача бюджетной консолидации в Японии будет значительно осложнена необходимостью увеличения бюд­жетных расходов в целях преодоления последствий недавних разрушительных ударов стихии. Хотел бы выразить наше глубочайшее сочувствие правитель­ству и народу Японии в связи с этой страшной трагедией

Соединенные Штаты Америки: десятилетие одолженного роста

В США чрезмерная озабоченность обеспечением краткосрочного роста проявлялась прежде всего в частом применении мер монетарного стимулиро­вания. В последние десять лет процентные ставки поддерживались на очень низком уровне, что стимулировало чрезмерный рост частного потребления, а также безответственное поведение банков и других участников финансо­вого рынка. Такой рост частного потребления, сопровождавшийся быстрым нарастанием задолженности американских домохозяйств, обеспечивал рост американской экономики. Не случайно американского потребителя стали на­зывать «потребителем в последней инстанции». Уровень частных сбережений снизился до нуля. При этом уровень инфляции оставался низким вследствие внешних факторов, таких как приток дешевых зарубежных товаров.

Такую модель роста можно назвать моделью одолженного роста — одол­женного у будущего. Финансовый кризис привел к падению бюджетных дохо­дов, увеличению бюджетного дефицита и быстрому росту суверенного долга, который уже достиг критической отметки в 100% ВВП. Необходимость зна­чительной бюджетной консолидации стала очевидна, что неизбежно породило в американском обществе ожидание увеличения налоговых ставок и сокра­щения социальных расходов. Ясно, что в подобных условиях американские домохозяйства, накопившие большую задолженность, будут ограничивать потребление и наращивать сбережения. Поэтому в отсутствие убедительной среднесрочной программы бюджетной консолидации меры фискального сти­мулирования не приведут к возобновлению устойчивого роста американской экономики. Печальный опыт Японии должен послужить для США уроком.

Смена модели роста в США потребует терпения и многолетних усилий. В преодолении этих трудностей американцам помогут общая эффективность американской экономики, гибкость и динамизм американских рынков.

Еврозона: между зоной свободной торговли и Соединенными Штатами Европы

Фискальная ситуация в ключевых странах Еврозоны и в Еврозоне в целом выглядит несколько лучше, чем в США. В этих странах уровень суверенно­го долга несколько ниже, равно как и уровень необеспеченных социальных обязательств. Тем не менее всем странам Еврозоны, в том числе и ключевым государствам, также необходима убедительная среднесрочная программа бюд­жетной консолидации. Уже в ближайшее время этим странам, скорее всего, потребуется направить значительные бюджетные средства на рекапитализацию европейских банков. Кроме того, предоставление крупных займов периферий­ным странам Еврозоны (Греции, Ирландии, Португалии) повлечет за собой рост условных бюджетных обязательств.

Однако главный фактор неопределенности в Еврозоне — отсутствие ясно­сти в самом видении ее конституционного устройства. Изначально в рамках договора о валютном союзе (Маастрихтского соглашения) предполагалось, что каждая из присоединившихся стран будет обладать полным суверенитетом и нести всю полноту ответственности в бюджетной сфере. Такое понимание четко прописано в тех положениях договора, где отрицается сама возмож­ность «спасения» стран Еврозоны, накопивших большую задолженность, другими странами Еврозоны. Однако участники финансовых рынков издавна подвергали сомнению достоверность этих положений, поскольку вплоть до финансового кризиса продолжали покупать облигации всех стран Еврозоны по низким процентным ставкам.

Сейчас странам Еврозоны приходится принимать трудные решения о пре­доставлении значительной финансовой помощи периферийным государствам и одновременно обсуждать концептуальные вопросы конституционного уст­ройства Еврозоны. Уже сегодня периферийные страны Еврозоны, получаю­ щие финансовую помощь, оказались de facto поставлены в положение ограни­ченного суверенитета в бюджетной сфере. Наряду с этим решение о создании Европейского механизма финансовой стабильности означает дальнейшую цен­трализацию фискальных ресурсов на наднациональном уровне. Все эти шаги свидетельствуют о движении в направлении бюджетного союза. На длинном пути европейской экономической интеграции европейским странам много раз приходилось сталкиваться со сложнейшими судьбоносны­ми проблемами. И всегда им удавалось находить решения, ведущие вперед.

Китай: необходимость ребалансирования

Значительное и, скорее всего, продолжительное замедление роста в развитых странах ставит вопрос о необходимости ребалансирования экономики перед всеми государствами, ориентированными на экспорт. Очевидно, что для сохра­нения высокого роста в будущем Китай будет вынужден больше опираться на рост внутреннего спроса. Однако замедление роста в развитых странах является не единственной причиной, по которой Китаю требуется такое ребалансирова­ние. Быстрый рост заработной платы, особенно в прибрежных районах, будет приводить к постепенной утрате конкурентных преимуществ, связанных с де­шевизной рабочей силы. Кроме того, исключительно высокий уровень сбереже­ний в Китае приводит к слишком высокому уровню инвестиций. Тогда низкая эффективность значительной части инвестиций становится неизбежной.

Главный инструмент для обеспечения постепенного ребалансирования китай­ской экономики — постепенная ревальвация китайской валюты. Я хотел бы под­черкнуть, что она в первую очередь отвечает интересам самого Китая и должна осуществляться на основе именно этих интересов. Представление о том, что ускоренная ревальвация китайской валюты могла бы оказать значительное вли­яние на ускорение глобального роста, не подтверждается расчетами, в том числе экспертов Фонда. Именно поэтому мы последовательно выступаем против дав­ления на Китай в том, что касается графика ревальвации китайской валюты. Ребалансирование экономики Китая потребует весьма значительных усилий.

Россия: необходимость фискальной консолидации

России период стимулирования роста на основе увеличения бюджетных расходов подходит к концу. Хотя уровень суверенного долга в нашей стране остается низким, нам также необходима убедительная среднесрочная програм­ма бюджетной консолидации. Подобная необходимость объясняется в нашем случае прежде всего большой зависимостью российского бюджета и экономики в целом от колебаний мировых цен на энергоресурсы. Нам также приходится учитывать неблагоприятную демографическую ситуацию, которая заставляет нас накапливать средства для обеспечения пенсионных выплат в будущем.

Кроме того, Россия нуждается в проведении глубоких структурных реформ, направленных на улучшение делового климата в стране, без чего нам не удастся обеспечить решение таких стратегических задач, как диверсификация россий­ской экономики и уменьшение ее зависимости от внешних факторов.

Автор: Кудрин Алексей Леонидович

Оцените материал:
InvestFuture logo
Ведущие страны  в

Поделитесь с друзьями: