InvestFuture

Бедному и нитка впору

Прочитали: 544

Сентябрьское поручение премьер-министра Дмитрия Медведева разработать специальный налоговый режим для Дальнего Востока и Восточной Сибири выполнено. Свои предложения представили и Минфин, и Минэкономразвития.

Подход финансового ведомства: превратить ДФО в анклав наподобие Калининградской области, создав там особую экономическую зону промышленно-производственного типа, ориентированную на экспорт сырья. Кроме льгот по региональным налогам (на землю и имущество) Минфин не против введения льгот по налогу на прибыль. Причем щедрость умиляет: федеральную часть (2%) ведомство готово обнулять аж на двадцать лет. На льготы, по версии Минфина, не смогут претендовать нефтегазовые проекты, производители алкоголя и сигарет, торговые и финансовые компании, а также компании, оказывающие бытовые услуги. Должен быть установлен и минимальный порог инвестиций (400 млн рублей), чтобы «мы стимулировали не каждый ларек, а каких-то инвесторов, которые готовы вкладывать свои собственные ресурсы», — заявлял журналистам глава ведомства Антон Силуанов.

О предложениях Минэкономразвития «Эксперту» рассказал начальник отдела департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства ведомства Вадим Жучков. По его словам, рассматривается вопрос о предоставлении пятилетних каникул по налогу на прибыль, имущество и землю исключительно «для вновь создаваемых промышленных предприятий и высокотехнологичных стартап-проектов», которые «окажут активное стимулирующее воздействие на инвесторов», что в перспективе «позволит существенно увеличить налогооблагаемую базу, интенсифицировать хозяйственное развитие, а также общий экономический потенциал региона». Критерии отбора претендентов на льготы еще прорабатываются. «К числу таких критериев могут быть отнесены требования о создании нового предприятия в промышленной или высокотехнологической сфере, а также осуществлении им только производственной деятельность и (или) реализации высокотехнологичных проектов», — отметил Жучков.

При этом МЭР изначально не трогает священные для Минфина НДС и НДФЛ, тем более что Силуанов неоднократно подчеркивал: льготы по этим налогам его ведомство не согласует. Таким образом, два министерства не стали спорить, а попытались найти консенсус. При этом идею создания на Дальнем Востоке особой экономической зоны в Минэкономразвития не разделяют, однако считают, что некоторые спецрежимы там будут уместны. К примеру, упрощенный порядок землепользования — по аналогии с порядком, предусмотренным федеральным законом о подготовке Владивостока к саммиту АТЭС-2012 (он был принят в мае 2009 года и прописывал особые условия регулирования градостроительной деятельности, упрощенный порядок проведения государственной экологической экспертизы, земельных, жилищных отношений, использования защитных лесов и т. п. — для того, чтобы строительство всей инфраструктуры для саммита не тормозилось бюрократическими препонами).

Какие именно предложения будут утверждены правительством, пока не ясно. Возможно, определенность возникнет после ближайшего заседания Госсовета, которое будет посвящено развитию восточных регионов России.

Крупных поддерживать не будут

Тем не менее главный вывод из предложенных новаций сделать можно: большие ресурсные проекты, прежде всего в традиционном для Дальнего Востока сырьевом секторе, государство стимулировать налогами не собирается.

Крупному бизнесу это не нравится. «Новые горнодобывающие и горнообогатительные предприятия, энергетические объекты должны стать опорными точками развития восточных территорий, центрами новых экономических кластеров, вокруг которых будет развиваться более глубокая переработка, сервисы, машиностроение и, наконец, высокотехнологичные производства», — говорит генеральный директор En+ Group Артем Волынец. «Месторождение, пусть даже трижды вахтовое, — это дорога, это ЛЭП, это вышка мобильной связи, это улучшение работы местной больницы или фельдшерского пункта, это интернет, это люди с деньгами в кармане, которым надо что-то купить, это, в конце концов, появление в забытом Богом углу десятков людей с высшим образованием, с современными потребностями и взглядами на мир», — вторит ему сенатор от Амурской области, совладелец группы «Петропавловск» Павел Масловский. По его мнению, новым ресурсным проектам будут необходимы льготы по НДПИ.

Однако, похоже, в правительстве поняли, что мультипликативный эффект от запуска новых месторождений в эксплуатацию не возникает автоматически. В частности, это доказали проекты СРП на Сахалине. Несмотря на то что выработка ВРП на душу населения в этом регионе по итогам прошлого года составила 52 тыс. долларов, до Сан-Франциско ему очень далеко, признавал в интервью «Эксперту» министр по развитию Дальнего Востока, полпред президента в ДФО Виктор Ишаев. Можно посмотреть и на Ванкор, который позволил Красноярскому краю стремительно ворваться в элитный клуб регионов-нефтедобытчиков, но так и не стал базой для развития других отраслей краевой промышленности. По данным краевого минпромэнерго, в 2010–2011 годах объем закупок ЗАО «Ванкорнефть» у местных предприятий составил всего 19 млрд рублей — это меньше 10% общей суммы тендеров компании. По сути, крупные сырьевые проекты превращаются в экономические анклавы, работающие на западных производителей оборудования и сервисные компании.

Вероятно, налоговые льготы и стимулирование создания «промышленных предприятий и высокотехнологичных стартап-проектов» должны изменить такое положение вещей. Тем более что транзитно-сырьевой сценарий развития Дальнего Востока будет реализован в любом случае — это выгодно и крупному бизнесу, и государству. «А вот если мы ведем речь о налоговых послаблениях для предприятий, создающих новый, высокотехнологичный продукт для инновационных отраслей экономики на новых или только формирующихся экономических рынках, которые могут обеспечить региональное лидерство, то налоговые льготы необходимы. Ведь на новых рынках в инновационной сфере риски очень высокие», — отметил в интервью местным СМИ директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский.

Бизнес хочет системных решений

Опрошенные нами местные бизнесмены считают, что налоговые подарки особой погоды для них не сделают. «Для того чтобы открыть свою фирму, я продала квартиру, и пока неизвестно, когда смогу вернуть эти деньги. Предпринимателей на Дальнем Востоке мучают налогами, 38 процентов своих доходов я отдаю государству, помимо этого 18 процентов плачу НДС, все это непосильный груз для молодого предприятия. На мой взгляд, для того, чтобы экономика нашего региона развивалась, в первые два года деятельности нужно отменить все налоги для вновь открывшихся на Дальнем Востоке фирм, если хотите дать толчок для их развития. И важнее всего на первых порах освободить предприятие от налога на прибыль», — заявила нам Татьяна Куценко, директор «Волтэк групп» (Владивосток; занимается реализацией технологического оборудования в России).

«Бедному и нитка впору будет, пусть хоть что-нибудь уже будет сделано», — говорит Евгений Шулепов, председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей (Хабаровск). Он считает, что самый «дрянной» налог, который стоит отменить в первую очередь, — это НДС. Болото, в которое попадает его плательщик, затягивает навеки: единожды попав в схемы, связанные с возвратом этого сбора из бюджета, компания оттуда уже не выбирается. К тому же местный бизнес не понимает, чем он провинился перед страной, если налоговые льготы получат лишь вновь создаваемые предприятия. «Сами подумайте, все так или иначе бросятся закрываться и воссоздаваться по новым правилам. Это же очевидно», — говорит Шулепов. Некоторые предприниматели в подарки от государства вообще не верят. «В крае после саммита сформировался дефицит бюджета в размере 50 миллиардов рублей, и эти деньги вернутся в казну наверняка через фискальные меры — через таможню и налоги. О каком послаблении говорить в этих условиях? Я, честно говоря, не очень в это верю. Если мы сможем привлечь инвесторов из-за границы этими мерами — хорошо, а для рядового малого и среднего бизнеса, я считаю, ничего не изменится», — считает Игорь Петренко, учредитель и директор журнала «Восточный базар» (Владивосток). В верность этого тезиса легко поверить, если учесть специфику местного бизнеса — торговля, услуги, небольшие производства, вынужденные конкурировать с дешевым китайским экспортом.

При этом представители как крупного, так малого и среднего местного бизнеса солидарны: для быстрого развития Дальнего Востока пора принимать системные решения, предусматривающие параллельное строительство новой инфраструктуры, в частности портовой и железнодорожной, а также стимулы для переселения людей. «Речь может идти о компенсации затрат на переезд, о выплате хороших подъемных, льготных ипотечных и автокредитах, об освобождении на три года от уплаты НДФЛ», — считает Артем Волынец. А Евгений Шулепов уверен, что необходимо прежде всего принять федеральный закон о Дальнем Востоке, который, с одной стороны, закрепит особый статус территории и оправдает введение здесь любых льготных спецрежимов и, с другой, защитит руководство страны от претензий других регионов на аналогичные меры поддержки. «Сейчас же логика понятна: дашь кусок Дальнему Востоку — Мурманск затребует такого же. Нужно выводить наш округ в отдельную экономическую субстанцию, со своими инвестиционными, налоговыми, административными режимами», — говорит Шулепов.

Источник: Эксперт

Оцените материал:
InvestFuture logo
Бедному и нитка впору

Поделитесь с друзьями: