InvestFuture

Экономический прогноз на ноябрь

Прочитали: 702

Наступил ноябрь, и "Власть", как всегда, предлагает свой экономический прогноз на месяц. Эксперты ответят на вопросы, что случится с курсом доллара к рублю, какой окажется инфляция на российском потребительском рынке, как изменятся мировые цены на нефть и как поведут себя доллар и евро на мировом валютном рынке. Но сначала оценим главное экономическое событие октября.

Главным событием октября в российской экономике можно признать устойчиво высокий рост потребительских цен. По состоянию на 29 октября цены с начала месяца выросли на 0,5%. В сентябре нынешнего года инфляция составила 0,6%. При этом можно вспомнить, что, по официальным данным, в сентябре прошлого года цены не выросли вообще. Таким образом, в нынешнем году сентябрь оказался, в отличие от прошлого года, инфляционным, и темпы инфляции от сентября передались, так сказать, к октябрю. Можно с полным основанием говорить об инфляционной инерции. В итоге оказалось, что к концу октября 2011-го рост цен с начала года составил 5,1%, а в 2012-м — 5,7%.

Россия по-прежнему опережает в инфляционном отношении другие страны. Скажем, по состоянию на конец сентября потребительские цены в США выросли с начала года на 2,5%, цены в странах Евросоюза — на 1,9%, а в России — на 5,2%. Только в Белоруссии инфляция оказалась выше российской и составила 16,0%. Можно заметить, что среди европейских стран самая низкая инфляция наблюдалась в переживающей глубочайший долговой кризис Греции — 0,2%. Это можно объяснить тем, что греческим гражданам, которые просто не знают, что будет дальше с экономикой их страны, с ее банковской системой и с ее валютой, просто не до покупок. Торговцы, которые в любой стране склонны в условиях неопределенности повышать цены просто для того, чтобы побольше заработать, пока представляется такая возможность, в Греции, видимо, уже не надеются, что кто-то у них что-то купит даже не по повышенным ценам.

Можно также заметить, что Россия сильно обгоняет другие страны по темпам роста цен на основные продовольственные товары. К концу сентября российские цены на продовольствие в целом выросли с начала года на 4,8%, при этом хлеб подорожал на 4,4%, мясо — на 6,1%, рыба — на 1,9%, фрукты — на 5,8%, а овощи — вообще на 17,8%. Для сравнения можно привести данные о продовольственных ценах, скажем, в Германии. Они с начала года в целом выросли всего на 1,7%, при этом хлеб подорожал на 2,4%, мясо — на 3,1%, рыба — на 4,5%, фрукты — на 4,9%, а овощи — всего на 0,6%.

Таким образом, можно заключить, что российская невероятно высокая по мировым меркам инфляция носит в основном продовольственный характер. Покупатели вынуждены платить все больше и больше просто для того, чтобы что-нибудь съесть. При этом в любом московском супермаркете можно заметить, что подавляющее большинство покупателей представляют собой нищенского вида пенсионерки, которые судорожно пытаются выгадать какие-то копейки, и все-таки уходят из магазина с едой. Для их привлечения везде развешаны ярлыки вроде "шок-цена". В целом, на российском продовольственном рынке идет своеобразная игра: продавцы постепенно повышают цены, путая пенсионеров видимым изобилием товаров и предлагая какие-то мифические скидки. А пенсионеры вынуждены соглашаться на эти повышенные цены — не зря же они как-то добрели до магазина. Не возвращаться же домой совсем без продуктов.

В этом можно усмотреть даже некий социальный феномен. В советские времена старики проводили бесконечные часы в очередях и являлись добытчиками в семье. Сейчас очереди можно наблюдать только в сберкассах — и старики стоят в них, проводя тем самым время и общаясь. Однако и в магазины их по-прежнему тянет, просто для того, чтобы и там с кем-то пообщаться. В сберкассах ценовой составляющей старческого общения нет — сколько ни простоишь в очереди, пенсия больше не станет. А в магазинах как раз есть. Каждый раз, когда пенсионер приходит в магазин, цены на какие-то товары незаметным образом повышаются. Хочешь пообщаться — плати.

Если говорить о международных аналогиях то в США летом 2008 года, еще до того, как мировой финансовый кризис достиг пика, наблюдалось то, что в 1970-1980-е годы называлось стагфляцией: цены начали необычно быстро по американским меркам расти, а производство, напротив, расти перестало. В период кризиса перестали расти и цены. Именно это позволило американской ФРС приступить к операции по оживлению производства путем сверхмягкой денежной политики — а проще говоря, путем печатания денег в неограниченном количестве. При этом глава ФРС Бен Бернанке постоянно заявлял, что проводить такую денежную политику можно только потому, что инфляция низка и нет никакого риска ее повышения. В России сейчас наблюдается прямо противоположная картина: довольно быстро растет производство, а еще быстрее растут потребительские цены. Даже в период наибольшего обострения мирового финансового кризиса 2008-2009 годов российские цены не переставали невероятно быстро расти. Таким образом, в инфляционном отношении Россия демонстрирует невероятную устойчивость к мировому финансовому кризису — что к первой его волне, что ко второй.

Это, видимо, объясняется тем, что бывший глава ФРС Алан Гринспен называл властью продавцов над покупателями. Российские продавцы, несмотря на все их рассуждения о конкуренции между собой, явно полагают, что конкуренция между покупателями все равно будет еще сильнее. Не исключено, что они вспоминают советские времена, когда конкуренция между покупателями, несмотря на плановую экономику, достигла расцвета и выражалась в очередях, а также в доставании товаров по блату. Российские продавцы никаких кризисов не боятся — и смело повышают цены.

 

Что будет с курсом

1. Что будет с курсом рубля

В своем прогнозе на октябрь мы предсказывали, что в кризисных условиях спекулянты на российском валютном рынке стеснены в средствах, не склонны к широкомасштабной игре на повышение или понижение курса рубля и поэтому на всякий случай предпочтут доллар, поэтому его курс не будет ниже 31 рубля. Именно так и случилось — месяц кончился с курсом 31,37 рубля за доллар.

Валютные спекулянты, разумеется, помнят, что у ЦБ имеются значительные резервы, которые в октябре достигли $529,4 млрд — самого высокого уровня за 13 месяцев. И ЦБ готов в любой момент выбросить доллары из этого резерва на валютный рынок, как он, например, сделал 23 октября, продав $5 млн. Так что слишком заигрываться в любом случае не стоит — будь то игра на понижение рубля или на его повышение. Разумеется, официальной политикой ЦБ сейчас является относительная либерализация российского валютного рынка, но он всегда может заявить, что никакая либерализация не оправдывает чрезмерные колебания курса национальной валюты. И борьба с чрезмерностью всегда служит отличным поводом для интервенций.

Мировые цены на нефть по-прежнему находятся на очень хорошем уровне, позволяя ЦБ пополнять резервы и делать так, чтобы курс рубля не слишком рос. Впрочем, ЦБ вряд ли станет в большом объеме скупать доллары за напечатанные рубли, чтобы сдержать рост курса национальной валюты — в этом его постоянно обвинял МВФ до мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. Фонд отмечал, что именно в связи с этой операцией инфляция в России находится на невероятно высоком уровне. Мол, позволь ЦБ курсу рубля расти, инфляция в России полностью прекратилась бы.

Впрочем, несмотря ни на какие теории взаимосвязи курса национальной валюты и инфляции, ясно, что американский доллар на российском рынке по-прежнему в цене в связи с кризисными настроениями в мире. Долговые проблемы еврозоны никуда не делись, с мировым экономическим ростом огромные проблемы, и в таких условиях единственно надежной валютой финансовым спекулянтам всегда представляется американский доллар. А если он высоко ценится в мире, то он высоко ценится и в России.

Наш прогноз: в связи с сохранением кризисных настроений в ноябре доллар будет стоить дороже 31,5 рубля.

2. Что будет с российскими ценами?

Наш прогноз на октябрь заключался в том, что из-за инфляционной инерции потребительские цены в России повысятся в октябре на 0,7%. Примерно так и получилось: инфляционная инерция имела место, и цены по состоянию на 29 октября повысились на 0,5%.

При этом пшеничная мука за месяц подорожала на 4,9%: c начала года мучная инфляция составила уже 21,5%. По степени подорожания с начала года аналогом муке может служить товарная группа под названием "водка обыкновенного качества", ее стоимость увеличилась на 20,4%. Впрочем, и муку, и водку опередила белокочанная капуста, которая подорожала за десять месяцев на 49,1% и стала лидером российской инфляции.

Инфляционная инерция для потребителей плоха тем, что производители и продавцы начинают считать быстрый рост цен нормальным явлением и с помощью переписывания ценников просто страхуются от финансовых потерь. Мол, инфляция снова высока — делать нечего. Ты не повысишь цены — повысят другие. В этом году потребительские цены растут значительно быстрее, чем в прошлом. И торговцы явно не собираются выяснять, в чем причина этого ускорения. Просто участвуют в нем по мере сил. Как обычно, они обращают внимание на то обстоятельство, что курс доллара на российском рынке склонен не к падению, а к росту. А если рубль дешевеет, то естественной реакцией является повышение рублевых цен — не только на импортные товары, но и вообще на все.

Российские покупатели, разумеется, могли бы на это ответить снижением потребительских расходов. Но у них также имеется инерция — в данном случае покупательская. В отличие от, скажем, покупателей американских, у российских нет повышенной склонности к накоплению — напротив, у них имеется повышенная склонность к потреблению. Это должно было бы радовать сторонников кейнсианской экономической теории, но радует также российских продавцов.

Наш прогноз: в связи с повышенной склонностью российских покупателей к потреблению инфляция в ноябре составит 0,8%

3. Что будет с мировыми ценами на нефть?

Мы прогнозировали, что в октябре, несмотря ни на какие кризисные настроения, спекулянты не решатся на распродажу нефтяных фьючерсов, и цена на нефть будет выше $100. Так и случилось — месяц кончился с ценой $109 за баррель североморской Brent.

Спекулянты нефтяными фьючерсами продолжали рассуждать о взаимосвязи цен на нефть и курса доллара. Стоит доллару хоть немного подешеветь по отношению к евро, как нефть неизбежно подорожает, так что следует ее немедленно покупать. О причине взаимосвязи нефти и доллара можно спорить, но она есть, заявляют спекулянты. Стоит заметить, что при таких рассуждениях нефть действительно должна подорожать — коль скоро рассуждающие ее покупают и предъявляют на нее дополнительный спрос.

Обычно ближе к началу зимы спекулянты начинают покупать нефть в ожидании сезонного спроса, связанного с началом отопительного сезона в США, крупнейшего в мире нефтеимпортера.

Однако никакой отопительный сезон не заставит спекулянтов слишком уж заигрываться и гнать цены все выше и выше. Нефтяные фьючерсы — слишком рискованный актив, как показала первая волна мирового финансового кризиса, когда они стремительно подешевели более чем на $100 за баррель.

Наш прогноз: из-за нежелания спекулянтов чрезмерно рисковать нефть в ноябре не будет дороже $115 за баррель.

4. Что будет с курсом евро

В своем прогнозе на октябрь мы писали, что в связи с осторожностью спекулянтов, которые не спешат избавляться от евро, единая европейская валюта в октябре не будет дешевле $1,23. Именно так и случилось, спекулянты от евро не избавлялись, и цена единой валюты к концу месяца составляла $1,29.

Надо заметить, что, несмотря на царящие в мире кризисные настроения, спекулянты по-прежнему хотят с чем-то играть. В конце концов, евро является таким же рискованным финансовым активом, как и нефтяные фьючерсы. И чем рискованнее актив, тем выгоднее с ним играть. Это спекулянты почувствовали на себе — курс евро растет уже третий месяц подряд. И те, кто покупал его три месяца назад, неплохо заработал.

Рискованные активы хороши тем, что их всегда можно продать — особенно на мировом валютном рынке, где ежедневно оборачиваются суммы в триллионы долларов. А плохи они тем, что продать можешь не только ты, но и другие — и тогда цена актива мгновенно упадет. Так что очень важно не пропустить момент для продажи.

В октябре валютные спекулянты, как обычно, бдительно следили за спекулянтами нефтяными. Это естественно — держатели одних рискованных активов следили за держателями других. Во-первых, массовая распродажа нефтяных фьючерсов означала бы, что все инвесторы в мире избавляются от риска в пользу американских долларов. Следовательно, нужно срочно избавляться от евро. А во-вторых, подорожание нефти означало бы подешевение доллара, и в этом случае нужно продолжать покупать евро. Также валютные спекулянты следили за ситуацией вокруг европейского долгового кризиса — а оно печально.

Наш прогноз: в связи с неразрешенностью европейского долгового кризиса евро в ноябре не будет стоить дороже $1,31.

Эксперты

Игорь Руденский, председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:

1. Вероятнее всего, в ноябре будет наблюдаться среднее значение по месяцу примерно 31 руб./$. Курс рубля стабилен, и серьезных колебаний быть не должно.

2. Инфляция в ноябре закрепится на уровне 0,5-0,6%. Цены на нефть стабильные, доллар ослабляется, и правительству уже ничего не мешает получить желаемый годовой показатель инфляции в 7%.

3. Сейчас хорошая нефтяная конъюнктура, цена $110 за баррель марки Brent продержится как минимум до конца ноября. Ситуация в мире стабилизировалась, Европа восстанавливает спрос, и я надеюсь, что до конца года цена на нефть вырастет еще на $5-10.

4. Соотношение будет на уровне $1,29-1,30 за евро. Европа оживает, выделяются большие деньги на ликвидацию кредитной проблемы, и все говорит о росте в зоне евро. Поэтому и тут у нас стабильность, ноябрь проживем с теми же цифрами, что и в октябре.

Владимир Петров, первый заместитель председателя комитета Совета федерации по бюджету:

1. Курс рубля у нас привязан к ценам на нефть. Исходя из сегодняшней ситуации в мире, можно ожидать снижения стоимости энергоносителей. И рубль будет немного сдавать позиции. В ноябре ожидаю 31-31,5 руб./$.

2. Инфляция не превысит 0,2-0,3%. Тарифы на ЖКХ меняться не будут, а это главный катализатор инфляции. Значит, все останется как есть.

3. Цена на нефть в ноябре снизится до $105 за баррель марки Brent. Серьезных политических потрясений в мире не предвидится, за исключением выборов в США. Но и это мало повлияет на рынок энергоресурсов.

4. Паритет доллара и евро сохранится на октябрьском уровне, возможно, евро даже несколько подрастет — на 0,1%.

Анатолий Гавриленко, председатель наблюдательного совета ГК "Алор", президент Российского биржевого союза

1. За последние месяцы рубль потихоньку сдает позиции. Поэтому не исключаю, что до конца года рубль потихоньку достигнет уровня 32 руб./$.

2. Инфляция будет зависеть от желания власти свести реальную инфляцию с планами. Так что в ноябре-декабре власть будет делать все, чтобы вывести ее к годовому уровню хотя бы 8,5%.

3. Думаю в ноябре бояться нечего — для резкого падения цен на нефть никаких предпосылок нет.

4. Востребованность доллара столь велика, что вряд ли какие-то страны захотят играть против него. Да и экономика США чувствует себя гораздо увереннее экономики Европы. Так что пара евро/доллар останется примерно на нынешнем уровне $1,3-1,29 за евро.

Олег Прексин, вице-президент АРБ:

1. Курс будет 31 руб./$, потому что возможно некоторое снижение доллара, в связи с ураганом и причиненным им ущербом. Возможно даже укрепление рубля до 30 руб./$.

2. Всплеска инфляции не ожидается, но она превысит прогнозы Минэкономразвития. В ноябре она будет примерно 0,8% и в районе 7,5% за год. Сыграет роль целый ряд факторов, в том числе проблемы с урожаем.

3. Скорее всего, цена на нефть превысит отметку в $110 за баррель. Это связано с последними проблемами на восточном побережье и повышением спроса на энергоносители. Возможно даже, она достигнет $112 за баррель.

4. Курс доллара к евро снизится до отметки $1,3 за евро или даже сильнее, поскольку потребуются значительные деньги на ликвидацию последствий урагана в США.

Рубрику ведет Сергей Минаев

Источник: Журнал "Коммерсантъ Власть"

Оцените материал:
InvestFuture logo
Экономический прогноз на

Поделитесь с друзьями: