InvestFuture

«Этому нельзя научиться на курсах»: владелец БКС о правилах инвестиций

Прочитали: 715

Владелец и президент ФГ БКС Олег Михасенко — о том, почему в России мало частных инвесторов и каким правилам им стоит следовать, чтобы заработать больше, чем ставка по депозитам

Владелец финансовой группы БКС Олег Михасенко создал эту компанию в 33 года и за последние 20 с лишним лет превратил ее в одного из крупнейших игроков на российском фондовом рынке. БКС лидирует по объему торгов клиентов на фондовом рынке Московской биржи (325 млрд руб. в феврале этого года), а по числу активных клиентов (11 тыс.) уступает только Сбербанку. О том, почему в России так мало частных инвесторов, когда это изменится и какими правилами надо руководствоваться при спекуляциях на фондовом рынке, он рассказал РБК.

«Российский рынок еще слишком молодой»

В политехническом институте меня три года обучали всяким премудростям — физике, математике, черчению, а потом еще два года — специальности «горный инженер». Я хотел пойти по стопам отца. А дальше — вы знаете: началась перестройка, затем — лихие 90-е, появились ваучеры, акции и биржи. Я начал торговать ваучерами, и в итоге меня занесло на рынок ценных бумаг.

Мы скупали ваучеры в Сибири и возили их в Москву, потом — обратно. Мне кажется, очень многие российские финансисты, которые сейчас профессионально занимаются спекуляциями, пришли на рынок именно из ваучерного бизнеса.

Я занимался трейдингом, но я бы не сказал, что был профессиональным участником, который целыми днями сидит за монитором и что-то там покупает. В 90-е годы мы, конечно, вкладывались в акции, но решения принимал не я один. У нас была целая команда. Мы собирались, решали что-нибудь купить — и покупали.

Кадры по-прежнему решают все. Команда в инвестиционном бизнесе — это задача номер один. Нет команды — нет бизнеса. К сожалению, в России очень большие проблемы с точки зрения кадров. Это касается прежде всего доверительных управляющих, руководителей бизнеса и менеджеров, которые работают с людьми.

Российский финансовый рынок еще слишком молодой и очень маленький. Все очень быстро меняется. Если раньше на слуху были компании, которые завоевывали рынок за счет объемов бизнеса, то теперь клиенты больше ценят оперативность и высокие технологии.

На рынок пришли IT-технологии, появилась электронная коммерция, которая постепенно все поглощает. Сделок по телефону заключается все меньше и меньше. Вы уже не сможете делать по 10% с одной заявки на клиенте, как это было в начале 2000-х годов.

«По большому счету, у нас вся страна сидит в депозитах»

Высокая ставка по депозитам тормозит развитие всего инвестиционного рынка с точки зрения покупки финансовых инструментов. Вот когда инфляция упадет и депозитная ставка снизится хотя бы до 6%, люди задумаются, где им найти приличную доходность. Сейчас же суммы, которые находятся в инвестиционных продуктах, на порядок меньше тех, что лежат на депозитах. По большому счету, у нас вся страна сидит в депозитах.

Я верю в то, что ЦБ будет постепенно снижать ставку и доходность вкладов начнет падать. Соответственно, должна снизиться инфляция. Если это случится — у инвестиционных продуктов появятся большие перспективы. Сейчас я больше смотрю на менее рискованные инструменты — бонды, российские евробонды, инструменты с фиксированной доходностью, но снижение ставки положительно скажется и на рынке акций.

Депозиты очень конкурентны сейчас. В случае форс-мажора государство возвращает до 1,4 млн руб. Эта та самая гарантированная доходность. Само собой, в нашей стране на депозитах лежат триллионы рублей. Люди хранят там деньги, так как это, во-первых, надежно, а во-вторых, у депозитов хорошая доходность. В Европе и Америке такие ставки по депозитам просто представить невозможно.

Ситуация в российской экономике не хорошая и не плохая. Она просто непонятная. Рейтинговые агентства в нас не верят, а Минфин говорит, что сейчас ставки начнут снижаться и экономика будет выздоравливать. Куда это все повернется — не ясно, потому что на экономику влияет очень много факторов, включая политические.

Предыдущий кризис (2008 года) был коротким совсем. А сейчас мы имеем дело с кризисом структурным. Происходят глобальные изменения: не просто какой-то крупный банк обанкротился, а падают цены на нефть и другие биржевые товары, замедляется рост мировой экономики, появились проблемы с Китаем, с санкциями и войной. Нельзя сравнивать эти два кризиса.

Возврата цен на нефть к отметке $100–120 за баррель, скорее всего, не будет. Американская сланцевая отрасль доказала свою жизнеспособность, плюс Иран вернулся на мировой рынок. Думаю, стоимость барреля на уровне $40–50 — это наша новая нормальность. Но все зависит от роста мировой экономики и новых технологий.

Сейчас многие не могут найти себе применения на фондовом рынке. Новых IPO действительно нет. На рынке мало длинных денег и высокие ставки, из-за этого инвесторы действуют очень осторожно. Однако я с оптимизмом смотрю на наш сегмент — розничный. Я уверен, что новые инструменты в любом случае появятся. Как только на рынок придут деньги пенсионных фондов и тех россиян, которые хранят сбережения на депозитах, — все равно толчок будет, частные инвестиции начнут развиваться.

«Отучился и стал зарабатывать — такого не бывает»

Инвестиции — это прежде всего опыт. Не бывает такого, что ты сидишь с кем-то, смотришь, как он инвестирует, и повторяешь за ним. Инвестиции — это и ошибки, и победы, и накопление знаний.

Одной теории недостаточно. Не бывает такого, что ты отучился на курсах и сразу стал зарабатывать, обязательно нужна практика и серьезный подход. Нужно и технический анализ знать, и обязательно следить за политикой, чтобы предусмотреть ограничения по рискам. Когда происходит реальное накопление знаний и опыта, тогда вы можете сказать: да, я стал профессиональным инвестором или спекулянтом.

Золотое правило инвестирования: вы должны четко понимать, что хотите получить в конце. То есть нужно определиться, какую доходность вы ищете и какие риски готовы на себя принять. Чем больше вы рискуете, тем выше потенциальный заработок. И наоборот: чем больше доходность инвестиции, тем выше риск. Получить большой доход при нулевом риске просто невозможно.

Когда у вас появляются деньги, сразу же возникает проблема: а что с ними делать дальше? Биржевые игроки готовы рискнуть деньгами ради высокой доходности. Как правило, они занимаются спекуляциями в течение дня или нескольких дней, применяют теханализ и отслеживают новости — словом, играют на курсе акций. Те же, кто не готов рисковать, будут стремиться к гарантированной доходности и уйдут в инструменты с минимальными рисками, например, в структурные продукты с защитой капитала и в депозиты.

Люди не ориентируются на финансовом рынке. Вот евробонд — это что такое? По сути, тот же самый депозит: вы можете дать деньги в долг банку, а можете — какому-нибудь предприятию, купив его облигации. Чтобы выманить людей из депозитов и обратить их внимание на евробонды, нужно прийти и объяснить: а здесь есть похожий инструмент с такими-то рисками. О повышении финансовой грамотности сейчас очень много говорят — и в ЦБ, и в НАУФОР, но это очень сложная задача, которая требует времени.

Частному инвестору особенно важно определиться со стратегией. Зарабатывать можно на любом рынке. Самое главное — понять свой уровень риска и найти идею, на которой вы хотите заработать.

Если вы собрались инвестировать в акции, надо разобраться, по какой цене вы их покупаете и когда будете фиксировать прибыль. Если речь идет о производном инструменте — нужно понять, сколько денег вы готовы потерять, и посмотреть, какие есть идеи для получения потенциальной доходности. Главное — разобраться в том, почему кто-то считает, что определенные акции или деривативы вырастут, и сколько денег вы можете на этих бумагах заработать. Если вы потратите на это время, у вас появится своя маленькая стратегия.

Олег Михасенко родился 25 января 1962 года в Читинской области. В 1984 году окончил Иркутский политехнический институт по специальности «горный инженер», с 1986 года занялся бизнесом. В 1991 году стал соучредителем ТОО «Брокеркредитсервис» (БКС), а в 1995-м создал финансовую группу БКС. Через зарегистрированную на Британских Виргинских островах компанию BCS Holding International Limited контролирует 100% ФГ БКС, куда входят, в частности, брокерская, управляющая и инвестиционная компания, банк, учебный центр, подразделения финансовых советников «БКС Премьер» и частный банк «БКС Ультима». Михасенко женат, у него двое детей.

Источник: РБК Деньги

Оцените материал:
InvestFuture logo
«Этому нельзя научиться

Поделитесь с друзьями: