InvestFuture

Финансы поют романсы

Прочитали: 469

В банковском секторе происходит большая реструктуризация. Крупные банки в последнее время уволили свыше 160 тыс. сотрудников. Увольнения продолжатся. Конечно, банки не только увольняют служащих, но и нанимают новых сотрудников. Однако количество принятых на работу финансистов вдвое уступает числу уволенных. Портят жизнь банкирам и регулирующие организации (особенно в Америке), которые выписывают им астрономические штрафы.

Анализ работы 29 крупнейших банков, проведенный экономистами Reuters, показывает, что после 2009 года работу в них потеряли 167 200 человек. 83 500 рабочих мест было создано. В итоге чистые потери составили 83 700 человек.

Следует иметь в виду, что 160 тыс. — это только верхушка айсберга. Эта цифра не учитывает увольнения в средних и мелких банках. Да и крупнейшие банки стараются поменьше говорить об увольнениях, боясь, очевидно, что это отрицательно скажется на их репутации.

Увольнения финансистов в Европе значительно превышают увольнения в Азии и США. Наибольшие потери несут инвестиционные банкиры, у которых все меньше работы и, соответственно, прибыли. Не настраивает на мажорный лад и ситуация в других сферах банковского сектора, например торговле ценными бумагами.

Увольняют и тех, кто специализируется на слияниях и поглощениях. В этом секторе банковского сектора доходы в первые девять месяцев 2012 года снизились, по данным агентства Thomson Reuters, на 21%, до 13,9 млрд долларов.

Увольнения банковских работников негативно отражаются на собираемости налогов. Причем происходит это в то время, когда восстановление мировой экономики сильно замедлилось и когда деньги нужны всем. В Соединенном Королевстве, к примеру, налоговые поступления от банковского сектора могут снизиться, по данным Центра экономических и деловых исследований (CEBR), до примерно 40 млрд фунтов стерлингов (64 млрд долларов). Для сравнения: в 2007–2008 годах банкиры принесли казне Ее Величества порядка 70 млрд.

От банков сейчас требуют увеличения капитализации. Это значит, что они и впредь будут сокращать численность своих инвестиционных отделений.

Швейцарский банковский гигант UBS в октябре объявил о намерении уволить 10 тыс. сотрудников. В прошлом году банк уже сократил штат на 3,5 тыс. человек.

Увольнения происходят во всех банках. В том числе и в тех, что работают с мелкой клиентурой и оказывают розничные услуги. Особенно тяжело их положение в Европе, экономика которой все больше замедляет ход.

Судьба уволенных финансистов незавидна. С каждым днем им все труднее находить работу в конкурирующих организациях, потому что кризис коснулся абсолютно всех банков и финансовых учреждений. Совсем мало сотрудников банков обладают квалификацией, необходимой для работы в инвестиционных фондах, которые сейчас ищут опытных трейдеров.

Под увольнения попадают не только мелкие клерки. В черных списках все больше сотрудников с окладами в районе 500–600 тыс. долларов. Они сейчас становятся слишком «дорогими», по этой же причине им крайне трудно устроиться на работу. Возрастает и конкуренция со стороны более молодых и честолюбивых конкурентов, которые совсем недавно закончили университеты. По понятным причинам немало уволенных не соглашаются на понижение в должности и предпочитают уходить из крупных банков навсегда и открывать маленькие консалтинговые фирмы или вовсе менять профессию.

Лондон больше не финансовая столица планеты

Особенно большой урон понес британский банковский сектор, на который приходится приблизительно 10% ВВП Великобритании. Не случайно Нью-Йорк буквально в эти дни обходит или уже обошел Лондон в борьбе за титул финансовой столицы планеты. Кризис отнял у британской столицы титул главного финансового центра мира по численности банковских работников. К концу этого года финансовой столицей станет Нью-Йорк. Лондон же имеет все шансы уже через три года опуститься на третье место. По тому, как складываются дела, он, скорее всего, уступит и вторую строку — Гонконгу. Причем в затылок дышит Сингапур, считают специалисты из CEBR.

Потеря лидирующего положения Лондоном объясняется не только общим для мира финансов перемещением деловой активности на восток, но и недальновидной политикой британского правительства, особенно в части налогообложения и многочисленных бюрократических препятствий, мешающих эффективно работать финансистам на Темзе.

Повышая налоги, правительство Дэвида Кэмерона добивается противоположного результата. Финансисты, естественно, уезжают работать туда, где налоги ниже. В 2011 году в Сити работало 280 тыс. человек, в то время как в Нью-Йорке — 262 тыс. Однако за этот год численность банковских работников в финансовом центре британской столицы снизилась до 249,5 тыс. В Нью-Йорке она тоже сократилась, но не так резко. В конце года на Уолл-стрит будут работать 254 тыс. финансистов.

К 2015 году численность сотрудников Сити снизится еще больше — до 237 тыс. человек, то есть на треть по сравнению с 2007 годом. В Нью-Йорке, по прогнозам аналитиков, через три года будут работать 249 700 финансистов, а в Гонконге — 247 900.

«Наездов» все больше

Кроме общих у всех банков проблем у каждого финансового учреждения имеются и свои личные несчастья. Не без оснований, надо сказать, многие видят в банкирах причину всех постигших планету в последние годы бед со всеми вытекающими отсюда последствиями. Регулирующие финансовые организации все чаще судятся с банками, обвиняя их в нарушении законов. Провинившимся банкам приходится откладывать миллиарды долларов на оплату штрафов, от количества нолей в которых кружится голова.

Особенно энергично преследуют крупные банки в Америке. Прокуратура Нью-Йорка, например, недавно обратилась в суд с иском к крупному швейцарскому банку Credit Suisse, в котором обвиняет его в многомиллиардной афере. Генеральный прокурор Нью-Йорка Эрик Шнейдерман обвиняет швейцарских банкиров в том, что накануне финансового кризиса они советовали клиентам покупать ценные бумаги, обеспеченные ипотечными облигациями, тщательно не проверив последние, и требует взыскать с них 11,2 млрд долларов. Огромные претензии со стороны властей к крупным банкам сейчас не редкость. В данном случае обращает на себя внимание то обстоятельство, что иск поступил в суд на следующий день после того, как Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) закончила расследование противоправной деятельности того же банка по тем же обвинениям!

Credit Suisse обвинения, конечно же, отвергает и утверждает, что нью-йоркский прокурор всего лишь повторил «беспочвенные обвинения из исков к банку частных лиц». В заявлении банка также утверждается, что иск основан на неточных и преувеличенных суммах. Ожидается, что банк назовет сумму убытков инвесторов в два раза ниже.

Нью-йоркский иск организовала Рабочая группа по ценным бумагам, обеспеченным ипотечными облигациями. Ее создал для борьбы с мошенничествами и нарушениями в финансовой сфере во время кризиса из сотрудников правоохранительных органов на федеральном уровне и уровне штатов в этом году президент Барак Обама. В нее входят и прокуратура Нью-Йорка с SEC.

SEC совсем недавно согласилась отозвать иски к банкам JPMorgan Chase и Credit Suisse. Банки, хотя и не признали своей вины, но, чтобы не доводить дело до суда, согласились выплатить 417 млн долларов за то, что не проинформировали инвесторов об опасности работы с ипотечными облигациями. На долю швейцарских банкиров пришлись 120 млн — сущие копейки по сравнению с тем, что сейчас требует Шнейдерман.

Напомним: в 2010 году, также не признав вины, согласился заплатить 550 млн долларов министерству юстиции США банк Goldman Sachs за то, что фактически обманул инвесторов в сложных операциях с ипотечными облигациями.

Источник: Эксперт

Оцените материал:
InvestFuture logo
Финансы поют романсы

Поделитесь с друзьями: