InvestFuture

Герман Греф: хэппи-энда на Кипре не будет

Прочитали: 947

Правительство Кипра слишком долго бездействовало, чтобы вдруг случилось чудо. Сможет ли Кипр выйти из кризиса достойно и когда? Об этом, а также о развитии крупнейшего банка в Европе, Сбербанка, в эксклюзивном интервью нашему каналу рассказал президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф.

Здравствуйте, Герман Оскарович, позвольте вас поздравить с тем, что в столице Чехии открылся флагманский офис Сбербанка. Вообще, довольны ли вы тем, как обстоят дела Сбербанка в этой стране, и какова стратегия дальнейшего развития активов?

Спасибо большое. Здесь на центральной улице в Праге в здании Национального банка Чехии можно видеть такой современный офис Сбербанка со всеми видами банковских услуг. Для нас это знаковое событие, потому что мы в кратчайшие сроки сумели реструктурировать команду как в Сбербанке Европы, так и Сбербанке Чехии, и были сконцентрированы все усилия к тому, что начать ребрендинг. И на сегодняшний день мы уже имеем три офиса в Праге, которые работают под брендом Сбербанка. И так, как мне сегодня рассказали наши сотрудники из чешского банка, первые дни толпы туристов заходят, фотографируют и пытаются посмотреть, как здесь все устроено. Это вызывает большой интерес, в первую очередь у российских туристов. Банк очень небольшой. По объему активов он сегодня занимает долю только одну целую три десятых процента от совокупных банковских активов в Чехии. Но мы в течение ближайших трех-четырех лет собираемся удвоить эту долю и дальше развиваться достаточно быстрым темпом.

В прошлом году, с момента, когда мы перешли в управление банком, мы опережали рост рынка примерно в 8 раз по темпам роста. Поэтому для нас Чехия является принципиальной страной, здесь очень высокая доходность банковского бизнеса. В среднем отдача на капитал за последние пять лет здесь составила 23-25%, примерно столько же, сколько мы зарабатываем в России. И среди восточно-европейских, центрально-восточно-европейских стран этот рынок наиболее интересен. Поэтому мы приняли решение здесь сконцентрировать все наши усилия, здесь у нас есть полное взаимопонимание с властями. Я сегодня встречался с Президентом Чехии, мы обсудили программу совместных действий по привлечению сюда российских инвестиций по развитию нашей деятельности. И в этом смысле мы являемся инфраструктурой или мостом для других российских компаний.

Прошлый год был годом экспансии Сбербанка на зарубежном рынке. Планируете ли вы в этом году какие-то крупные покупки?

В ближайшие три года не планируем никаких покупок, потому что у нас действительно была очень обширная программа приобретений в прошлом году. Мы перевыполнили все наши планы. Поставленные нами задачи состоялись в том, чтобы к 2014 году иметь 5% активов за рубежом. На сегодняшний день мы имеем 7%. Поэтому нам дальше экстенсивный рост не нужен. И перед нами стоит самая главная задача – это интеграция всех купленных нами активов и ребрендинг открытия двух офисов. Это очень сложная задача. У нас только формирование команды в Сбербанке Европы заняло 8 месяцев. Сегодня мы получили очень хорошего лидера, парня, которого привели из Таиланда. И мы уверены в том, что теперь мы сможем выполнить наши планы по резкому увеличению доходности этого банка. Потому что в прошлом году мы купили банк убыточный в процессе реструктуризации. В прошлом году банк принес свыше 100 миллионов евро убытков. У нас очень агрессивные планы в части вывода его из убыточности. В этом году убытки должны составить примерно ноль или около нуля. А в следующем году он уже должен стать прибыльным.

Вообще самая животрепещущая тема в России - это Кипр. Какие, по-вашему, могут быть возможные варианты развития событий? Возможен ли хэппи-энд?

Нет, хэппи-энда там не просматривается ни в одном варианте. Правительство Кипра слишком долго бездействовало, чтобы вдруг случилось чудо. Чудеса бывают в сказках. Это, к сожалению, не сказка, это плохая история. Это последствия очень неквалифицированных, длительных неквалифицированных действий правительства. И сегодня я вижу, что любой вариант, который будет принят, он будет плохим. Честно говоря, представить было невозможно, что правительство Кипра или тем более правительство Евросоюза могут поставить вопрос о специальном налогообложении, а фактически изъятии части частных вкладов, которые защищены специальной программой страхования. На Кипре до ста тысяч евро защищена государственной программой страхования вкладов. И несмотря на это, правительство принимает совершенно непродуманные решения по нарушению права частной собственности граждан. И им придется расплатиться за эти решения в долгосрочной перспективе. Пусковой механизм запущен, вкладчики не доверяют властям, не доверяют банкам, и, очевидно, что они потеряют огромное количество ресурсов.

Прогнозировать что-либо можно будет только тогда, когда будет окончательная редакция законопроекта. Если это будет касаться частных вкладов, с точки зрения последствий для российской экономики, я не думаю, что это будет сколь-либо значимым. Но если каким-то образом будут вводиться ограничения на капитальные потоки операции, то, конечно, это может очень существенно затронуть российские компании, потому что Кипр - излюбленная юрисдикция для большого количества крупных и средних российских компаний, и это по ним очень сильно может ударить. Я надеюсь, что у правительства Кипра хватит разума не предпринимать подобного рода меры. Ответом на этом будет то, что все инвесторы покинут эту республику. Восстановить ее платежеспособность будет после этого нереально. Какими бы программами помощи это не компенсировалось. Это будет урок, как делать нельзя. Это уже сегодня очевидно. Поэтому, честно говоря, мы очень разочарованы и действиями со стороны Евросоюза, и действиями со стороны правительства Республики Кипр.

Вообще, как вы думаете, приведут ли события на Кипре к деофшоризации российской экономики?

Деофшоризация все-таки насильственным путем не происходит. Мы должны создать настолько привлекательные условия для ведения бизнеса, чтобы капиталы пришли к нам. Почему капитал уходит в офшорные зоны? В первую очередь, потому что там очень развитое законодательство. И Кипр, в частности, много лет занимался тем, чтобы создать очень удобную юрисдикцию. Я думаю, что мы можем очень существенно повлиять на притоки капиталов обратно у нашу страну, если мы будем активно заниматься развитием норм законодательства, позволяющего конструировать всевозможные и финансовые, и деловые сделки. Но я думаю, что Кипр перестанет быть просто излюбленной юрисдикцией для российских и европейских инвесторов, и просто капитал переместится в какую-то другую юрисдикцию. Таких достаточно много.

В связи с событиями на Кипре ожидаете ли вы, что будет приток дополнительных средств на депозиты Сбербанка?

Не исключено, что какая-то часть этих денег перетечет к нам. Честно говоря, я не понимаю людей, которые держат свои депозиты на Кипре. Очень низкая ставка. Очень волатильная ситуация экономическая. Давно было понятно, что банковская система трещит по швам. И почему люди не перевели депозиты либо к нам, либо в более надежные банки? Я считаю, что мы один из самых надежных банков в мире. Но если они их еще не перевели, то, наверное, есть для этого какие-то резкие причины. Из чего я делаю вывод, что, наверное, можно рассчитывать на какую-то часть этих денег, в первую очередь легально заработанных денег, на перетоки к нам. Условия и надежность у нас на порядок выше. Я вам напомню, что в условиях жесточайшего кризиса конца 2008 года и 2009 года премьер-министр Путин сказал, что как бы не развивалась ситуация, мы не допустим никаких ограничений на потоки граждан в российской банковской системе. Были очень сложные моменты, и никакие ограничения российским правительством не вводились. Это был хороший пример того, насколько долгосрочной, открытой и надежной является политика российского правительства. Поэтому мы получили большой приток вкладов после кризиса и в процессе кризиса. Потому что правительству поверили, банковской системе поверили. Доверие - это ключевое слово во взаимоотношениях финансовых институтов, правительств и граждан.

Согласны ли вы, что от событий на Кипре доверие инвесторов потеряют не только кипрские банки, но и европейские?

Я думаю, что свою часть негатива и европейская банковская система получит.

Давайте вернемся к России. Только в декабре вы говорили о том, что не видите оснований для снижения ставок на рынке. Но с 1 марта Сбербанк понизил ставки по корпоративным кредитам, по ипотеке и, по-моему, по автокредитованию. С чем это связано?

Мы в первую очередь реагируем на ситуацию с ликвидностью. Мы видим, что пока инфляционный фон ниже не становится. Но после того как появился избыток ликвидности на рынке, мы сразу же сделали первый шаг и продемонстрировали тренд для других наших коллег. Пока ему никто не следует, но, в общем, нашему бизнесу это вредит. Мы ожидаем также снижения ставок по потребительским кредитам в рамках промоакции, это будет еще один подарок нашим клиентам.

С Эльвирой Набиуллиной вы проработали бок о бок ни один год. Чего ждете от этого назначения?

Во-первых, хочу сказать, что назначение Эльвиры Сахипзадовны воспринято очень позитивно. Она известный человек в стране, она авторитетный человек, она один из лучших макроэкономистов и экспертов в области экономики и финансов. И банковскому сообществу она известна, и политика, которую она будет проводить, во многом прогнозируема, что для нас критически важно. Очевидно она будет еще более энергично проводить политику, связанную с внедрением стандартов "Базель II", и значительно большей ориентации на риск-менеджмент и на сохранение надежности российской банковской системы. Она известна как решительный человек. Я думаю, что будет усилена существенно борьба с так называемыми "постирочными конторами", которые реально не занимаются банковской деятельностью, а занимаются отмыванием нелегальных доходов. От 20% банков в основном не занимаются своей основной деятельностью, а занимаются, к сожалению, операциями, которые сложно назвать легальными банковскими. Но если Центральным банком будут внедрены стандарты "Базель II" и усилен надзор, я думаю, это сделает всю российскую банковскую систему более прозрачной.

А правда ли, что у Германа Грефа есть некий список книг, которые он читаем сам и рекомендует своим сотрудникам?

Это правда. Более того, мы издаем библиотеку Сбербанка. Мы каждый день создаем одну книгу, которую рекомендуем читать всем своим сотрудникам. Этот список формирую я. Чтобы выбрать одну книгу, я в месяц читаю в среднем 4-5 книг, из которых одну выбираю, как наиболее важную и нужную для профессионального роста наших сотрудников.

Можете назвать ваш личный список книг?

Если говорить о самой любимой книге в нашем банке, на мой взгляд, это настольная книга, это книга Стивена Кови "7 навыков высококвалифицированных людей". Это первое. Если говорить о той книге, которую я рекомендовал прочтению всем людям, которые работают на финансовом рынке, это книга, которая называется "Когда гений терпит поражение". Ну, и третья книга, которую мы рекомендовали для прочтения 100% нашему персоналу, всех наших сотрудников, это книга "Жалоба как подарок", которая является настольной книгой в работе с клиентами каждого сотрудника Сбербанка.

Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Анна Свистина.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Герман Греф: хэппи-энда

Поделитесь с друзьями: