InvestFuture

И. Шувалов: «Ситуация может значительно ухудшиться и мы к этому готовы»

Прочитали: 320

В канун открытия Петербургского экономического форума первый вице-премьер Игорь Шувалов дал эксклюзивное интервью Business FM.

- Состоялось кадровое серьезное назначение. Ольга Дергунова, известный бизнес-менеджер, назначена главой Росимущества. Это назначение связывают, в том числе, с вами. Год назад вы критиковали уже бывшего главу Росимущества Петрова. Что не так делал Петров, что должна делать Дергунова? Приватизация, с которой планы постоянно переносятся? В чем политика Росимущества должна измениться?

- Ольга - человек известный на рынке. Она много лет успешно руководила офисом Microsoft в Москве. Затем она работала в ВТБ в самое тяжелое время, когда мы совместными усилиями осуществляли антикризисную программу, ей был поручен очень большой ответственный блок. Самую первую неделю работы в антикризисной комиссии, я вспоминаю по общей работе с Дергуновой, на всех участках она себя проявляла как очень ответственный человек, креативный и работоспособный. Когда встал вопрос о новой волне приватизации, нам стало понятно, что команда Росимущества должна быть заменена. Я не то, что критиковал предыдущее руководство, я понимал, что эти люди, скорее всего, не справятся с теми задачами по приватизации, которые были поставлены президентом и председателем правительства. Мы должны продавать много, дорого, мы должны привлекать качественных инвесторов. Ситуация на мировых рынках крайне не стабильна, эта нестабильность будет долго продолжаться. Окно возможностей, когда подготовленный пакет акций для продажи можно будет предложить инвесторам, это будет крайне редко случаться, и мы такое окно должны обязательно найти, и этой возможностью воспользоваться.

- Планы приватизации будут довольно гибкими и реально меняться в зависимости от рыночной конъюнктуры?

- Мы определились по крупнейшим продажам, что эти продажи состоятся, что мы готовы продавать определенные предприятия, пакеты акций этих предприятий, банков в том числе, но когда будем продавать, это будет очень гибкая политика. И это будет очень сложная работа. Это будет работа не только на российском рынке, это будет глобальная работа, потребует работы в крупнейших международных финансовых центрах азиатских, европейских и американских. И Ольга должна будет эту работу организовывать вместе с крупнейшими инвестиционными банками, нашими консультантами. Ольга возглавляет теперь Росимущество, такие задачи перед этим ведомством стоят, вместе с ней придут еще и другие талантливые менеджеры, которые готовы много и честно трудиться.

- На днях в прессе появились сообщения о том, что в правительстве готовятся некие документы, которые будут ограничивать присутствие в оффшорах тех компаний, в которых есть государственное участие. Вообще, дивидендная политика Росимущества должна меняться? Такие задачи стоят?

- Конечно. Управление имуществом - это одна из важнейших задач и функций Росимущества. Там этого имущества много, включая здания, сооружения, которые сдаются в аренду, которые можно продать, это учреждения, ГУПы, акционерные общества, это процедура выдвижения кандидатов в советы директоров, потом доведение через собрание акционеров процедуры по избранию члена совета директоров, избрание председателей совета директоров, назначение руководства, ревизионных комиссий. Задачу по корпоративному управлению никто не отменял.

- До сих пор государство решало эти задачи не руками Росимущества, а руками представителей государства в советах директоров тех или иных компаний. Что-то здесь тоже будет меняться в связи с новым назначением?

- Здесь должно меняться следующее. Во-первых, у нас за последние годы появились независимые директора, появились поверенные, те, кто связан договором с государством и представляют интересы государства, но не являются государственными служащими, есть – независимые. И у нас появляется целый отряд инвестиционных консультантов, которые должны будут работать не только по теме продажи имущества, но и по теме корпоративного управления и владения имуществом.

- Можно сказать, что роль Росимущества в управлении активами, которые находятся в руках государства, будет как-то меняться?

- Будет меняться. Это не новая задача.

- Представители государства в советах директоров, именно через них проводилась раньше политика.

- Нет, не совсем так. У нас раньше было Министерство имущественных отношений, оно было по кадрам достаточно сильно обеспечено, Греф тогда работал первым заместителем министра, Браверман. Это было давно, но тогда как раз это министерство выполняло такие функции. К сожалению, тогда было больше беспорядка с государственными активами, но той команде за несколько лет удалось провести большую, серьезную работу, методологическую и фактическую. Но сегодня нужно вернуться к тем основам, уже на новом этапе, с подготовленными людьми. Мне нравится, что Ольга из бизнеса, что она имеет очень хорошую репутацию, она абсолютно прозрачный человек.

- Хочу вернуться к планам приватизации, хотя, вы уже сказали, что они будут гибкими. Какие-то ключевые вещи можно сформулировать, как будут выбираться эти окна, в какие периоды, как они видятся сейчас, возможные окна? Мы уже понимаем, что, действительно, правительство не будет заявлять о каком-то плане по валу, по приватизации на ближайший год? Но, тем не менее.

- Вала никакого не будет. Мы берем на себя обязательства, что мы подготовим актив к продаже - это наша работа, но в какой момент мы его продадим, мы будем зависеть от той консультации, от того совета, который будет давать нам инвестиционный институт.

- А как будет строиться работа Росимущества, вы дважды уже упомянули этот термин «инвестиционный консультант».

- Когда мы начинаем проект по продаже какого-то актива, по конкурсной процедуре выбирается инвестиционный консультант, подтверждается решением правительства, если это крупный актив, и консультант начинает работать и с акционерным обществом, и с Росимуществом. Докладывает о том, как происходит работа в Минэкономразвития, и по наиболее сложным вопросам они приходят на совещание ко мне. Когда мы смотрим на возможности рынка, что с ликвидностью происходит, как ликвидность перетекает с развивающихся рынков на рынок США и т.д., мы понимаем, какие перспективы у операций по размещению акций. Мы были вынуждены осенью прошлого года некоторые операции по размещению отменить, но это не значит, что мы отменили продажу. Вот как только нам инвестиционный консультант говорит: возможность приближается, мы говорим: хорошо, вот такая нижняя цена. Это переговоры, сложные переговоры. Мы работаем с ними, понимаем, какая цена, ниже которой мы продать не можем, и говорим: если вы продадите ниже этой цены, пожалуйста, идите на рынок. Они приходят, докладывают, потом это уже конфиденциальная их работа, в какой момент точно они выйдут и обеспечат продажу - это уже не наша будет задача. Они должны это сделать самостоятельно, отчитаться о том, что они выполнили параметры, о которых мы договаривались.

- Все ждут каких-то решений по пакетам в «Сбербанке» и ВТБ. Значит, этот процесс продолжается. По каким работам уже такая работа идет?

- Все, что опубликовано в решении правительства, все эти компании пойдут, мы будем работать с инвестиционными консультантами и по нефтяным компаниям, и по финансовым институтам, включая «Сбербанк», ВТБ, «Совкомфлом», и «Шереметьево». Все те решения, которые мы уже провели через заседание правительства.

- Теперь собственно, о форуме. Новое правительство, какова его повестка здесь, какой главный «месседж» вы считаете, правительство должно донести до инвестиционного сообщества?

- У России много проблем, но решая эти проблемы, Россия может и должна обеспечить лидерство, как страна, которая преодолевает наиболее сложные барьеры, борется с наиболее сложными вызовами, с которыми сталкивается большинство государств во время кризиса. И самое главное, что, обеспечивая это лидерство, мы не забываем задачу по модернизации. Наша главная задача по модернизации, которая звучит уже несколько лет, означает, что мы будем менять все наше общество, во всех сферах и во всех проявлениях. Это все то же самое, что говорил раньше Дмитрий Анатольевич, теперь он уже как председатель правительства эту повестку продолжает. Владимир Владимирович, когда приступил к исполнению обязанностей президента, одним из первых указов был по экономической политике. Мы хотим обеспечить это лидерство, и мы хотим, чтобы в рамках этого форума были даны ответы, как это лидерство можно все-таки в руки России получить. У нас ведь очень сложная задача, поскольку из всех государств БРИКС, Россия сильнее всего пострадала во время кризиса 2008 года. Сейчас, уже обозревая то, что происходит вокруг, и готовясь к тому, что ситуация может значительно ухудшиться, мы готовы к ухудшению ситуации, но при этом мы не должны ни на один день забывать, что повестка модернизации - наша главная повестка, поэтому сокращается даже если расходная часть нашего бюджета в связи с падающими доходами, тем не менее, модернизацию проводим. Мы лидеры в том, чтобы обеспечить инновационную экономику, мы лидеры в том, чтобы обеспечить борьбу с коррупцией.

- Глобальный вывод, который в течение года доминировал, если посмотреть шире, это был очень существенный вывод капитала из России в течение последнего года. Наверняка правительство хочет что-то сказать инвесторам, как внутренним, так и иностранным. Все говорят, что наши активы недооценены сильнее других по этой, в том числе, причине. Назначение Дергуновой - это уже определенный «месседж», с учетом ее деловой репутации и прошлого. Но какие еще правительство должно послать сигналы, которые бы психологический настрой инвесторов вокруг России изменили?

- Во-первых, что то, что происходит в политической и общественной жизни нашей страны, не должно никого пугать. Это новая норма, и общественная жизнь пришла в определенную степень движения.

- Вы связываете этот отток капитала, в том числе с реакцией на…

- Я как раз, даже если это связано, хотя, я не считаю, что это связано. Одно из главных направлений, которое нужно правительству разъяснять, что это не то, чего нужно бояться в России, это то, что в России означает изменения, качество избирателей, подготовки людей к тому, как они относятся к общественной жизни, как они хотят видеть изменения политической системы нашей страны. И что это определенное движение выглядит с первого взгляда как беспокойство, на самом деле, просто означает взросление общества. Мы стремимся к тому, чтобы мы были и передовой демократией. Мы седьмая экономика в мире, но это не значит, что мы себя считаем развитой экономикой. Капитал этого не должен бояться, капитал должен к этому адаптироваться, как к ситуации ведущей к более здоровому обществу. Второе, то, что такие большие суммы, которые объявлены как отток капитала, там ведь совсем незначительные суммы, как бегство капитала. Суммы, которые боятся и те, кто не верит в развитие российской экономики и развитие политической системы, они просто бегут из России – не больше 15-20%. Все остальное — это либо средства наших компаний, которые конвертированы или не были конвертированы в рубли, либо были конвертированы в иностранную валюту, но остаются на счетах наших юридических лиц. Это те деньги, не инвестированные в Россию, потому что в России нет соответствующего приложения этим капиталам. Вот это проблема, что нет такого инвестиционного климата. Еще одно направление, которое считается как отток капитала — это приобретение зарубежных активов. Еще несколько лет назад правильно совершенно было принято стратегическое решение президентом и правительством, что мы должны поощрять экспансию наших корпораций, если они хотят приобретать зарубежные активы.

- Когда вы говорили о повестке правительства на форуме, в том числе упоминали антикризисную тематику. Заявления были сделаны о создании резервного фонда, было сделано заявление, что этот резервный фонд может быть использован, в том числе, для помощи компаниям, которые окажутся в сложной ситуации. Помощь 2009-2010 года имела огромный эффект, с одной стороны. С другой стороны, самую большую помощь получили, она осуществлялась через госбанки, самые крупные компании. Где-то государству удалось вернуть свои деньги, где-то не совсем. Например, участие IPO «Русала», вряд ли можно назвать...

- Пока не знаем, это покажет время.

- На данный момент, как минимум.

- На данный момент да, но вообще покажет время.

- Одним словом, само оказание этой помощи, в том числе, в крупной бизнес-среде, всегда вызывает вопросы, по каким принципам. Существуют ли принципы, и можно ли их как-то озвучить, сформулировать для того, чтобы они были прозрачны и понятны?

- Во-первых, у нас подготовлен весь арсенал нормативных актов для того, чтобы ответить на кризис. И буквально на ближайших заседаниях президиума правительство будет проинформировано по тому пакету нормативных инициатив, которые будут означать завершение той работы нормативной, которая начиналась в 2008 году. Поскольку некоторые акты прекратили свое действие к настоящему моменту, какие-то не были доведены в тот момент времени, поэтому все, что мы использовали в 2008 году, и в последующие — 2009-2010 годы, как в кризисный период. Некоторые акты должны быть приняты Минфином, Минэкономразвития, и мы до того, как эти неприятности возникают, может, они и не возникнут, но у нас уже будет весь набор нормативных актов и полномочий правительства и ведомств для того, чтобы действовать.

- Это социальные направления. Все–таки какие компании должны получать помощь от государства?

- По компаниям принят соответствующий приказ методологический Минэкономразвития, как будет работать комиссия внутри министерства, как она будет рассматривать обращение компаний по предоставлению государственных гарантий. Но это будет небольшой ресурс. В случае кризиса, мы сегодня с утра на совещании в Москве отрабатывали и согласовали в конечном же виде этот документ. Но это будет небольшой ресурс, это будет только исключительная ситуация, когда банки не могут выдавать кредитные гарантии.

- Основной механизм – госгарантии?

Шувалов: Нет, наоборот, я сказал, это исключительный и совсем не основной. Основной механизм - это предоставление банкам ликвидности, и сейчас мы обсуждаем с коллегами, каким образом через банки обеспечить предоставление, в дальнейшем, через эту, ликвидность, увеличение кредитного портфеля или поддержание его на том же уровне, но для того, чтобы деньги, всё-таки, были предоставлены юридическим лицам, и они могли дальше продолжать свою операционную деятельность. Мы сохраняем при этом инвестиционные гарантии - гарантии под инвестиционные проекты.

- А вот такая форма поддержки как вхождение в капитал, как это было в ряде случаев сделано.

Шувалов: Это будет применяться, больше того, мы обсуждали в прошлый период кризиса вхождение, например, в капитал банка, предоставляя государственные ценные бумаги, которые можно, затем заложить в Банк России. Мы эту меру имели, но мы ей не воспользовались. В этот период мы считаем, что надо будет себя вести достаточно твёрдо на рынке и иногда, действительно, капитал собственников обнулять или уменьшать и предоставлять долю государства через этот облигационный займ. Весь арсенал готов, тем не менее, мы пока видим, что наиболее сложная задача будет стоять перед банковской системой, если вдруг кризис разворачивается, и у нас есть ответ, как предоставить банкам ликвидность. Это рынок труда. Совместимость банковского капитала и конкретных мер по тому, чтобы предоставить социальную поддержку - это, по-прежнему, будут, наверное, основные меры. По гарантиям я подтверждаю, что это будет исключительная мера. Это будет во всём портфеле антикризисных мер небольшой долей. Пока мы говорим о сумме, может быть, до 137 млрд рублей в рамках текущего года.

- Сейчас резервный фонд - в параметрах 500 млрд.

- Нет, не так. Мы договорились, что главная наша антикризисная мера в течение 2012 года – это исполнение бюджета по всем расходным обязательствам. В случае, если доходная база бюджета падает, то для того, чтобы эти расходы обеспечить, мы возьмём из резервного фонда. Может быть, ещё какие-то меры срочно потребуются - например, парламент будет на каникулах или ещё что-то. Когда нам нужно будет на рынке труда срочно предоставить помощь. Либо каким-то иным образом отреагировать. В совокупности вся помощь не должна превышать 500 млрд. Совсем не обязательно, что мы потратим 500 млрд рублей, потому что если нефть будет 90 - то мы и ничего не потратим, может быть. Нефть может упасть до 50.

- В 2009 году антикризисная программа правительства оценивалась, по-моему, почти в 2 трлн.

- Во-первых, её все считали по-разному.

- Вы бы как оценили?

- Сейчас можно оценить так - что весь бюджет, особенно в его инвестиционной части 2012 года, в случае, если цена на нефть будет 70-80 - это уже антикризисная программа, потому что мы не сворачиваем программу ведомств, мы не заставляем их останавливать работы, а говорим - всё, что у вас есть в течение 2012 года - доводите до конца. Это и есть главная антикризисная мера. Но если у нас значительно упадут цены на энергоресурсы, нам придётся залезать в резервный фонд.

- Ещё одна локальная, но очень показательная тема, за которой вы наверняка следите -– дорога к саммиту АТЭС.

- У меня есть поручение от председателя правительства, я с соответствующей просьбой обратился в прокуратуру, в Следственный Комитет, к администрации Приморского края - сейчас все работают по своим направлениям, в рамках своей компетенции. И министерство транспорта образует специальную группу для того, чтобы исследовать и предоставить свои собственные выводы.

- Как это произошло, кто виноват?

- Всё очень просто: либо проектная организация, либо подрядчик, либо проектная организация и подрядчик вместе.

- А кого надо обанкротить в этой ситуации?

- Во-первых, сначала надо выяснить. Надо точно выяснить, добиться истины, понять, чья ошибка, и предъявлять. Во-первых, в рамках договора, а потом посмотреть, есть ли у нас возможность помимо договора, в рамках обычных гражданских норм предъявить претензии к подрядной организации или к проектной организации - будем действовать в чётком соответствии с законом. Ничего больше того, что нам позволяет закон мы делать не будем.

- Сама стоимость - это почти миллиард долларов. Она будет тоже как-то подвергаться ревизии?

- Всё не должно подвергаться ревизии, а должна быть проведена проверка. История этой дороги такова, что первоначально проект этой дороги стоил 44 млрд рублей, у нас в федеральном бюджете этих денег не было. И Приморский край обратился к Российской Федерации с тем, чтобы мы дали субсидию, они построят дорогу дешевле, но это не будет влиять на качество. Значит, мы предоставили из федерального бюджета вместо 44 млрд - 21. Определённые средства - около 9 млрд рублей - были предоставлены Приморским краем. Но соблюли ли они все необходимые нормы по безопасности, по качеству – сейчас им придётся ответить.

- Простой вопрос, на который нет простого ответа, но всё равно, все его ждут. Прогноз по курсу рубля и инфляции?

- Инфляция, в рамках текущего года, мы считаем, что будет в тех же параметрах, которые мы объявляли.

- Сейчас она нарастает.

- Не, она может нарастать в случае, если курс рубля будет стремиться к тому, чтобы понижаться. Она может быть выше, но никакой сверхвысокой инфляции мы не ожидаем. Что касается курса рубля. Вот, самое гиблое для людей в настоящий момент - пытаться выиграть на изменении курса, потому что курс рубля очень гибкий.

- Я упрощу вам задачу: ряд основных американских инвестиционных банков, спрогнозировали на конец года, что вернётся к 30, но есть прогнозы, что, наоборот, если нефть будет дешеветь – то это в первую очередь, отразится в девальвации рубля - до 38. Вот, между 30–ю - возможен ли и тот, и другой вариант, скажите?

- Основа для изменения курса - это цена на энергоресурсы. Какой будет цена - никто не знает. И если вы посмотрите на прогнозы инвестиционных банков, то они очень сильно отличаются. Нам предрекают, что в ближайшей перспективе цена на нефть сильно упадёт, потом резко возрастёт, есть такой сценарий. И, что, в среднем, по году - будет, всё равно, около 115, но никак не ниже 100 - есть такой сценарий.

- У нас финансовые власти могут, тем не менее, регулировать курс, независимо.

- Этого не нужно делать, потому что Банк России как объявил о своей политике - так жёстко ей и придерживается. Курс рубля достаточно плавный, в случае, если он резко начнёт снижаться, и будет по этому поводу возникать какая-то, такая, неспокойная ситуация на рынке - у Банка России есть возможность пользоваться интервенциями. Если вы посмотрите на последние интервенции, максимальные из которых были 200 млн - это, вообще, ничто для Банка России.

- Он ещё и выиграл на них, потому что продал доллары на пике.

- И люди, самое главное - люди, должны к этому относиться спокойно. Вот, если в Австралии, которая зависит, точно так же, как и мы - от цены на энергоресурсы, их доллар австралийский падает по отношению к американскому на 30% - никто не бежит покупать американский доллар, потому что они понимают, что завтра конъюнктура изменится, и у них будет всё то же самое, что было вчера.

- Словом, привыкнуть к колебаниям курсов в диапазоне до, там, примерно, 10 процентов, 10-12% - привыкнуть как к митингам, да?

- Нам надо привыкнуть к тому, что это совершенно новая для нас норма, и тот, кто будет пытаться на колебании валют заработать - это самая прямая дорога потерять свои доходы.

Фото: ИТАР-ТАСС

Источник: Business FM

Оцените материал:
InvestFuture logo
И. Шувалов: «Ситуация

Поделитесь с друзьями: