InvestFuture

«Мы помогаем компаниям глубже понять специфику развивающихся рынков»

Прочитали: 357

Карл Джохансон, управляющий партнер «Эрнст энд Янг в странах СНГ», рассказал в интервью Business FM о том, какими исследованиями будет заниматься Институт, который недавно был создан компанией совместно с бизнес-школой «Сколково».

— «Эрнст энд Янг» создал новую организацию совместно с бизнес-школой «Сколково» — Институт исследований быстроразвивающихся рынков. Замах глобальный или вам прежде всего интересно изучение российского рынка?

— Институт занимается изучением развивающихся рынков повсюду, не только российского. В мире сформировалась группа стран с динамично развивающейся экономикой. И мы анализируем процессы, происходящие во всех этих странах, являющихся наиболее перспективными рынками. Это новое направление совместной работы «Эрнст энд Янг» и «Сколково». Упор — на изучение перспектив роста, а также на изучение особенностей ведения бизнеса, инвестиционной деятельности в таких странах как Россия, Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка.

— У вашего Института уже повсюду есть свои представительства — в Китае, в Индии, в Бразилии?

— Мы находимся в процессе их создания. Уже есть офис в Китае…

— Одновременно во всех странах будете создавать?

— В общем-то…

— В России — не в последнюю очередь?

— В России — в первую!

— Почему выбор «Эрнст энд Янг» пал на развивающиеся рынки?

— Мы связываем будущее нашего бизнеса с развивающимися рынками. За ними будущее мировой экономики. Сравните темпы роста населения и капитала, объемы торговли и темпы роста ВВП в странах Западной Европы, США и в быстроразвивающихся рынках. Разрыв огромный!

Именно с последними связаны перспективы развития бизнеса и экономического роста.

— Какова целевая аудитория исследований Института? И каковы главные темы этих исследований?

— Целевая аудитория — компании, работающие в этих странах. Российские компании, китайские, транснациональные, планирующие осуществлять там инвестиции. Темы исследований — экономика, бизнес, управление, анализ практических примеров как успешного ведения бизнеса, так и неудач. Деятельность компаний на этих рынках отличается от их деятельности в США и странах Западной Европы. Каковы особенности конкурентной борьбы, торговли? Каковы наиболее актуальные проблемы финансирования или технологические проблемы? Что там с кадрами… Мы анализируем пути повышения эффективности бизнеса и помогаем компаниям глубже понять специфику этих рынков.

— Что превалирует — макроэкономика или исследование каких-то отдельных направлений, отраслей?

— Мы занимаемся тем, что изучаем компании, которые осваивают развивающиеся рынки и попутно сами развиваются и растут, анализируем, что лежит в основе их успеха и какие конкурентные преимущества у них могут быть на том или ином рынке, будь то рынок потребительских товаров, услуг связи или технологий. Мы сравниваем компании, работающие, скажем, в Индии, с компаниями в США и Западной Европе, и определяем различия. Это позволяет понять, какими должны быть подходы к управлению, стратегии роста и принципы организации бизнеса в том или ином случае.

— То есть, по сути, исследования адресованы компаниям и помогают им с большей уверенностью заниматься планированием своей деятельности, лучше понимать специфику каждого отдельного развивающегося рынка…

— Именно так. Но не только это. Не только компаниям — всем, кто так или иначе заинтересован в подобной аналитике, государственным структурам в том числе. Большинство современных экономик сегодня находятся под прямым или косвенным влиянием государственной политики, реализуемой через действия регулирующих органов, центральных банков… Власти в странах с развивающими рынками используют политические рычаги, реализуя свой курс. Помимо прочего, Институт оценивает взаимодействие между правительствами разных стран в решении тех или иных экономических вопросов. Например, что способствует, а что препятствует развитию торговли, какие проблемы существуют в межгосударственных отношения. В этом смысле исследования охватывают и вопросы политики.

— Составляете ли вы сравнительные рейтинги стран для инвесторов по различным критериям?

— Да. Многие институты в первую очередь оценивают макроэкономические факторы, влияющие на бизнес — темпы роста ВВП и тому подобное. Мы же, помимо этого, проводим опросы на каждом рынке, чтобы установить, какие его характеристики способствуют повышению эффективности инвестиций или делают этот рынок более привлекательным для них. Везде свои особенности. Мы стремимся дополнительно «вооружить» компании для ведения бизнеса в этих странах. Речь идет не столько о ранжировании, сколько о полезной информации, позволяющей глубже понять тот или иной рынок. Можем составлять рейтинги, но сами по себе они вряд ли имеют смысл. Вместо этого мы задаем такой, например, вопрос: «Что делается для того, чтобы таможенный союз между Казахстаном, Россией и Белоруссией был эффективным?» Это более важно, чем если бы мы сказали, что Белоруссия находится на каком-то там месте.

— Есть ли что-нибудь особенное в методике этих исследований? Почему была избрана именно бизнес-школа «Сколково»? Сотрудничаете ли вы с другими организациями в России и за рубежом?

— Основная масса аналитики в мире производится сейчас на Западе, в США или Европе, и мы оцениваем ту или иную ситуацию через ее призму. А Россия и «Сколково» стремятся взглянуть на положение дел с позиции развивающихся рынков. Институт налаживает связи с организациями в развивающихся странах, а не с образовательными центрами в США, Великобритании или во Франции, пытается смотреть на происходящее иначе, другими глазами, а отсюда и другие методики, другая аналитика.

Скажем, отчасти проблемы российских компаний могут быть актуальными и для западных, но лишь отчасти. То же самое относится к китайским или индийским компаниям. Мы же пытаемся понять, что составляет основу их успешной деятельности, поскольку от них будет многое зависеть в предстоящие годы. В их сегменте будет сосредоточен капитал, прибыли, рост и торговые потоки.

— Все же в чем принципиальная разница между исследованиями, проводимыми банками, и исследованиями, которые проводит Институт «Эрнст энд Янг» в «Сколково»?

— В исследованиях банков, повторюсь, основное внимание уделяется макроэкономическим тенденциям. А мы стремимся анализировать также эффективность организации бизнеса, обучения, управления, выяснять, почему та или иная компания становится лидером. Обучаться по программе MBA в Лондоне — это совсем не то же самое, что обучаться по программе MBA в Индии, Бразилии или России. Специалисты, получившие степень MBA в этих странах, лучше вооружены и подготовлены для работы там, поскольку там все иначе.

— Подходы к ведению бизнеса?

— Подходы к ведению бизнеса на этих рынках отличаются от практики, существующей в Германии, США или Франции.

Источник: Business FM

Оцените материал:
InvestFuture logo
«Мы помогаем компаниям

Поделитесь с друзьями: