InvestFuture

Новый европейский налог

Прочитали: 541

Брюссель дал согласие на введение гармонизированного налога на финансовые транзакции, предложенного десятью странами еврозоны, сообщает Guardian. Так, налоговый комиссар Европы Альгирдас Шемета снял одно из последних препятствий на пути введения так называемого налога Тобина, объявив об отсутствии юридических препятствий к этому предложению.

Жозе Мануэль Баррозу, президент Европейского союза, заявил: «Я рад видеть, что десять государств-членов заявили о своей готовности участвовать во введении FTT. Этот налог может помочь получить миллиарды евро столь необходимых доходов для государств-членов еврозоны в эти трудные времена. Речь идет о справедливости. Нам необходимо признать, что издержки кризиса являются общими для финансового сектора и не должны ложиться на плечи простых граждан».

Совет министров экономики и финансов 27 стран ЕС еще на заседании 9 октября обсудил внедрение отдельными странами ЕС налога на финансовые транзакции в рамках специальной процедуры «углубленного сотрудничества». Сам же проект был предложен еще в 2011 году. Для принятия предложений во всех странах Евросоюза требовалось единогласное решение государств объединения, но это оказалось невозможным.

Идея состоит в том, чтобы навязать небольшую плату при проведении операций с валютой, облигациями и акциями, торгуемыми банками и финансовыми учреждениями. Хотя каждая сумма будет небольшой, количество сделок означает, что общие доходы от налога могут быть существенными. План предполагает введение FTT на 0,1% по акциям и облигациям, и 0,01% – по производным. По некоторым оценкам, новый налог поможет европейским властям получать порядка 57 млрд евро в год, если будет применяться на территории всего ЕС.

В число стран региона, высказавшихся в пользу налога, входят Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Португалия, Словакия, Словения и Франция. Чтобы налог мог вступить в силу лишь в отдельных странах ЕС, необходима его поддержка как минимум девяти европейских государств. Не согласны с налогом Великобритания, Швеция и Нидерланды. Эстония, вероятно, также введет налог, но сначала вынуждена провести консультации в парламенте.

Великобритания особенно активно выступает против налога. Мэтью Фелл, директор Конфедерации британских промышленников на конкурентных рынках, считает, что «правительство приняло абсолютно правильное решение не вводить европейский FTT в Великобритании в то время, когда мы должны быть полностью сосредоточены на росте экономики. Этот налог может иметь противоположный эффект за счет увеличения стоимости капитала для бизнеса. Это также негативно для большинства инвесторов, в том числе людей, вынужденных экономить для своего будущего в части пенсий, и пользователей других финансовых продуктов». Ассоциация по финансовым рынкам в Европе, лобби-группа для финансовых компаний, также заявила, что «FTT, к сожалению, вероятно, послужит еще одним тормозом экономического роста в свете негативного воздействия, которое налог окажет на рабочие места».

Введение налога на финансовые транзакции станет еще одним фискальным рычагом, способным поддержать всю антикризисную программу Евросоюза и нарастить финансовые потоки в общую казну, указывает аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Это позволит Европе полноценно рассчитывать на дополнительные потоки средств, решая свои долговые вопросы. К слову, данный механизм выглядит вполне оправданным в текущих рыночных реалиях, тем более что глобальный настрой инвесторов на покупки при появлении признаков восстановления экономической системы никуда не исчез.

Европа действительно пытается делать шаги на пути выхода из кризиса, но, к сожалению, не все эти шаги будут правильными. «Введение налогов на транзакции мы считаем далеко не самым однозначным шагом», – говорит управляющий портфелями ЦБ УК «Солид менеджмент» Максим Семянин. Появление дополнительных затрат на проведение транзакций, объясняет он, приведет к расширению спредов и уходу серьезной части ликвидности с рынков, существует целый пласт инвесторов, для которых затраты в размере 0,1% на транзакцию будут достаточными, чтоб принять решение о прекращении работы. Насколько это существенный объем, сказать трудно, но опыт последних лет показывает, что речь может идти о заметном снижении ликвидности. Естественно, на руку Европе это не сыграет.

Стоит понимать, что пока новый законопроект нашел поддержку только у десяти стран еврозоны. Прежде всего, это те государства, указывает экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын, чья экономика и так не делает ставку на масштабные финансовые спекуляции, например Германия и Франция. Те же страны – члены еврозоны, где финансовый блок вносит существенный вклад в ВВП, уже сейчас активно возражают против введения этого налога, подсчитывая теоретические убытки от сокращения объема финансовых операций. В результате новый закон может привести к еще большей фрагментации делового пространства еврозоны, не говоря уже Европейском союзе.

Между тем, самое главное, что сейчас хотят получить руководители Европейского союза, это не только денежные средства от поступлений после введения налога, сколько повышенный контроль за финансовыми транзакциями, объясняет замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. Несмотря на то что кажется, будто данный акт направлен на финансовые институты, на самом деле он ограничивает спекулятивных участников рынка – физических лиц, инвестиционные компании и небольшие фонды. Повышенные комиссионные или налоговые ставки сделают невыгодными частые операции на финансовых рынках. Это должно привести к снижению спекулятивной активности, а следовательно, снизить волатильность европейских рынков. При этом долгосрочных инвесторов новый закон затронет слабо и не уменьшит привлекательность длинных финансовых вложений.

Источник: Эксперт

Оцените материал:
InvestFuture logo
Новый европейский налог

Поделитесь с друзьями: