InvestFuture

Такаси Нисиока: «Много раз жениться тяжело»

Прочитали: 744

В ноябре Mitsubishi Motors начнет в России производство обновленного внедорожника Outlander. Он, как и предшественник, будет выпускаться на заводе «ПСМА рус», построенном в 2010 г. в Калужской области совместно с PSA Peugeot-Citroen. В июле предприятие перешло на производство полного цикла и объявило о смене модельного ряда. К 2015 г. завод выйдет на проектную мощность в 125 000 автомобилей в год, 40 000 из них придется на продукцию японской корпорации.Помимо Outlander здесь планируется производить еще две модели Mitsubishi, рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров Mitsubishi Motors Такаси Нисиока.

Для японской автомобильной корпорации Россия — основной зарубежный рынок, но распылять силы на нем она не собирается, концентрируясь на сегменте внедорожников. Компания не настолько большая, как, например, Toyota или Nissan, поясняет Нисиока. Еще одно стратегическое направление — электромобили: компания единственная из иностранных автопроизводителей поставляет их в Россию. Продажи пока невелики, но рано или поздно в мире наступит время электромобилей, уверен Нисиока.

— Россия — крупнейший зарубежный рынок для вашей компании. Тем не менее вы пока производите здесь только одну модель — внедорожник Mitsubishi Outlander. Этого достаточно?

— В этом году мы планируем продать в России более 80 000 автомобилей. Это подтверждает, что Россия для нашей компании — самый большой зарубежный рынок. В ноябре 2012 г. мы начнем производить на заводе в Калуге («ПСМА рус», совместное предприятие PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi. — «Ведомости») обновленный Mitsubishi Outlander. Причем в России его выпуск начнется раньше, чем в остальных странах. В дальнейшем мы будем выпускать в Калуге вторую и третью модели, но какие именно — пока не определили.

— Стоимость производства автомобилей на «ПСМА рус» на 5% выше, чем стоимость производства тех же машин в Европе и Бразилии, и на 15-20% выше, чем в Китае или Корее. Об этом в конце 2011 г. говорил гендиректор «ПСМА рус» Дидье Альтон на организованном «Ведомостями» форуме «Автоэволюция». Ситуация не изменилась?

— Калужский завод все-таки молодой, а любое производство в начальной стадии дороже. По прошествии времени с увеличением объемов производства себестоимость снижается. Производство полного цикла мы только начинаем, и это тоже влияет на стоимость производства, плюс вопрос курса иены — тоже большой фактор [для выпуска автомобилей Mitsubishi]. До сих пор я сам не слышал, что себестоимость производства в России дороже, чем в других странах. Но если это правильно, то нам надо сосредоточить все усилия на снижении себестоимости.

— В Калуге этим летом вы сказали, что будете концентрироваться в России на сегменте внедорожников. Почему?

— Mitsubishi Motors меньше, чем, например, Toyota, Nissan. Такие крупные концерны производят много моделей. Мы себе этого не можем позволить и концентрируемся на определенном сегменте. На российском рынке это внедорожники. В России данный сегмент популярен, поэтому мы и решили начать здесь производство обновленного Outlander.

— Собираетесь ли вы организовывать производство еще на одной площадке в России?

— В Калуге есть возможность увеличения производства. Нам этого достаточно.

— В этом году наша страна вступает в ВТО. Как это повлияет на продажи вашей компании и общую стратегию в России?

— Для нас самый важный фактор — снижение импортных пошлин на новые автомобили. Но это мера постепенного характера, поэтому резкого изменения не будет. Мы приветствуем вступление России в ВТО, потому что для нас это означает, что Россия будет работать по общим правилам глобального рынка. Это добавляет нам уверенности, а значит, решения можно принимать с большей активностью.

— Вы заметили, что Mitsubishi Motors — относительно небольшая компания. Но очень смелая, поскольку только она поставляет в Россию электромобили. Почему вас, как остальных автопроизводителей, не смущает неразвитость в России инфраструктуры, необходимой для этого вида транспорта?

— Mitsubishi Motors первой начала исследования электромобилей в 1973 г. и первой выпустила серийные электромобили. Поэтому мы первыми вышли с этой продукцией и на российский рынок. Вслед за нами выпускать электромобили начали компании Toyota, Nissan, Volkswagen и другие производители. И мы считаем, что в перспективе рано или поздно в любой стране наступит время электромобилей. И в России тоже. Но нужна поддержка от государства, поэтому мы по этим вопросам начинаем диалог с представителями российских министерств.

— Какие предложения по господдержке вы делаете?

— Мы начали экспортировать электромобили в Россию с ноября 2011 г., за это время здесь продано примерно 80 штук. Это пробный импорт, проводятся тесты машин. Правительство России составляет программу «зеленого автомобиля», и нас спрашивают, что нужно для развития использования электромобилей. Мы даем свои советы, чтобы оптимально развивать этот сегмент. Об интересе властей к электромобилям говорят и такие факты: в прошлом году мы привезли электромобиль на Санкт-Петербургский международный экономический форум и предложили господину Дворковичу сесть за руль и проехаться. Ему очень понравилось. А на инвестиционном форуме в Казани предложили проехаться на электромобиле президенту Татарстана, после чего он сказал, что купит себе такой автомобиль.

— В 2008 г. Mitsubishi Motors получила большой убыток, но уже на следующий год вышла в плюс. За счет чего удалось это сделать?

— В 2007 г. у нас была величайшая прибыль в истории нашей компании, но в 2008 г. из-за глобального финансового кризиса мы получили убыток в 54,9 млрд иен. В 2009 г. мы смогли получить прибыль в 4,8 млрд иен, в 2010 г. увеличили ее до 15,6 млрд, в 2011 г. — до 23,9 млрд иен. В 2008 г. было, конечно, очень тяжело, мы сделали серьезное сокращение расходов и в дальнейшем систематически улучшали администрирование компании. Дальнейшее увеличение прибыли мы планируем за счет вывода на рынок новых моделей.

— Учитывая масштаб компании, сложно вам привлекать средства, необходимые для развития, запуска новых моделей?

— Наша задача — при относительно низкой себестоимости производства выпускать хорошие автомобили. В результате этого увеличить объем производства.

— Как необходимо дальше развиваться компании, какие ниши осваивать?

— Ключевое слово — экология. Если говорить о регионах, то мы будем усиливать внимание к растущим рынкам — России, странам Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, включая Бразилию.

— Готовы ли вы к альянсу с другими автопроизводителями, включая продажу акций кому-то из стратегических партнеров?

— В перспективе, конечно, такие действия возможны. Но на данный момент — нет. Раньше у нас был альянс с Chrysler, но неудачный. Потом с DaimlerChrysler — тоже неудачный. Много раз жениться очень тяжело. (Улыбается.)

— Какие вы для себя извлекли уроки из предыдущих альянсов? В том числе для применения в рамках совместного предприятия с PSA Peugeot-Citroen в России.

— Партнерство 50 на 50 только обостряет конкуренцию, поэтому обычно в альянсе кто-то владеет большей долей. Но тут тоже есть проблема: часто тот, у кого больше акций, давит на партнера. В итоге и тот и другой остаются недовольными. Чтобы работать с удовольствием, большинству нужно быть лояльнее по отношению к меньшинству. Но такую схему очень сложно выстроить. В калужском СП у Peugeot-Citroen 70%, у Mitsubishi 30%, мы вместе используем площадку, вместе импортируем материалы, но у нас отдельные производственные линии и никто никого не заставляет. Сотрудничество развивается очень гладко и четко.

— Как вы оцениваете перспективы на своем домашнем, японском рынке? В прошлом году продажи немного снизились.

— Причина снижения в том, что в 2011 г. на японский рынок не вышли новые модели. В Японии предоставляют госсубсидии на экологичные автомобили, но у нас было мало подходящих моделей. В этом году мы выведем на японский рынок новый Outlander и Mirage. И еще одну модель, поставленную компанией Nissan на базе OEM. И мы надеемся на увеличение [прибыли] по сравнению с прошлым годом.

— В Европе очень сложная ситуация для всех производителей. Одно за другим делаются заявления о планируемых закрытиях автозаводов. Mitsubishi Motors с 2013 г. тоже остановит производство в Европе. Почему?

— Действительно, в конце 2012 г. мы закончим производство на заводе в Голландии. Ситуация на рынке Европы очень сложная. Но есть еще одна причина закрытия. Завод был создан с участием компаний Daimler и Volvo, территория предприятия очень большая. Мы прикладывали максимальные усилия, чтобы не останавливать завод. Нам помогали власти Голландии. Но сделать завод эффективным не удалось. Поставку автомобилей на рынки европейских стран мы продолжим и даже увеличим за счет наших заводов в Таиланде, Японии и в перспективе, может быть, и в России.

— Учитывая ситуацию в Европе, возможно ли повторение кризиса 2008 г.?

— Негативные факторы сейчас есть везде, даже в Китае, но будет ли глобальный кризис и когда он произойдет, спрогнозировать невозможно.

— Как, на ваш взгляд, изменится вид автомобиля, его функционал?

— Это сложный вопрос. Есть компании, которые осваивают модели для одного человека. Но точно можно сказать, что развитие автомобиля будет тесно связано с развитием инфраструктуры — дорога будет интеллектуальной.

Источник: Ведомости

Оцените материал:
InvestFuture logo
Такаси Нисиока: «Много

Поделитесь с друзьями: