InvestFuture

The Economist: сильные и слабые стороны Германии

Прочитали: 933

Локомотив Европы замедляет темп. Хватит ли экономического потенциала Германии, чтобы вытянуть регион из рецессии? Британский журнал The Economist анализирует сильные и слабые стороны ведущей экономики Европы.

После многообещающего мая и июня продажи немецкого бизнесмена Стефана Нупа рухнули на 30%. Его небольшая компания Wascut продает охлаждающее масло и бензин для технической чистки конвейерных линий, включая те, которые собирают автомобили.

"По моему бизнесу можно судить о состоянии всей экономики", - говорит предприниматель. Нуп пока не знает, связано ли снижение продаж с летними отпусками или чем-то более серьезным. Люди, которые профессионально занимаются экономикой и имеют на руках статистические данные, задают тот же самый вопрос.

Находящиеся на грани рецессии страны еврозоны с надеждой смотрят на Германию или, как ее часто называют, локомотив Европы. Несмотря на сложности, крупнейшая экономика континента продолжает двигаться вперед и, по мнению некоторых аналитиков, сможет вытянуть из "трясины" других членов еврозоны. Согласно последним данным во II квартале ВВП Германии увеличился на 0,3%. Во Франции рост экономики оказался нулевым. В Испании – минус 0,4%, в Италии - минус 0,7%. Но способна ли Германия в нынешнем состоянии помочь своим соседям?

До конца прошлого года экономика Германии неплохо росла, но затем появились первые негативные признаки. Индекс настроений в деловых кругах от центра экономических исследований Ifo, который начал снижаться с августа 2011 г., упал в июле до уровня июня 2009 г. Отчасти это объясняется падением на 1,7% количества новых контрактов у немецких компаний в июне, а также уменьшением на 2,1% внутренних заказов и на 4,9% заказов внутри еврозоны.

Как минимум экспорт Германии остается на высоком уровне. Большинство немецких компаний, которые продают за рубеж свою продукцию, имели во второй половине года хорошие результаты. Германские товары продолжают пользоваться высоким спросом на рынках Азии, Центральной Европы и Америки, что в значительной степени компенсирует потери от снижения экспорта в страны еврозоны.

Ослабевший евро также помог товарам из Германии. Активное сальдо торгового баланса ФРГ достигло в первые 6 месяцев года 100 млрд евро ($123 млрд).

Стабильное потребление

Внутреннее потребление остается довольно высоким. Розничные продажи выросли на 2,9% в июне по сравнению с июнем 2011 г. Несмотря на увольнения в торговых сетях, банках и энергетических компаниях, ситуация на рынке труда сохраняется довольно стабильной. Недавние соглашения работодателей с профсоюзами позволили повысить среднюю зарплату в Германии на 4,5%.

Неплохо обстоят дела и на рынке недвижимости, особенно в больших городах. Индекс доверия потребителей к экономике, рассчитываемый исследовательской компанией GfK NOP Ltd., показывает, что немцы чувствуют себя комфортно и готовы тратить деньги, но в то же время боятся, что Германия может пострадать от кризиса еврозоны. Германская ассоциация ритейлеров HDE прогнозирует рост продаж в этом году на уровне 1,5%, несмотря на высокий показатель в первой половине 2012 г.

Экономистов больше всего тревожит падение объемов капиталовложений. Если компании не хотят вкладывать деньги в новые мощности, то уменьшается надежда на оздоровление экономики. Снижение инвестиций, особенно капиталовложений, довольно плохой знак, уверен президент Ассоциации малого и среднего бизнеса Марио Оховен.

В то же время крупнейшие германские автопроизводители продолжают увеличивать инвестиции. BMW расширяет мощности в Китае, Северной Америке и Великобритании. Daimler открыл завод по производству грузовиков в Индии в июне, а Volkswagen (VW) планирует инвестировать 60 млрд евро по всему миру до 2016 г.

Но, несмотря на рекордные продажи, эти компании не застрахованы от того, что произошло со спросом на автомобили в Европе (падение на 6% в первой половине 2012 г.). BMW продал на 0,5% меньше автомобилей в Европе (и на 1,5% в Германии) во II квартале по сравнению с тем же периодом в 2011 г. Daimler продал на 11% меньше Mercedes в Западной Европе в июле, чем год назад. Несмотря на популярность немецких машин по всему миру, европейцы все еще покупают 40% автомобилей из Германии.

Германии сложно развиваться в негативных условиях, считает экономист Deutsche Bank Стефан Шнайдер. Последний раз крупнейшая экономика Европы испытывала похожую ситуацию во время объединения с восточными немцами в 1990-х гг. Тогда были введены налоговые льготы для стимулирования инвестиций в Восточную Германию. Возможно, подобное решение помогло бы увеличить внешние инвестиции в периферийные страны еврозоны. Иначе локомотив, скорее всего, может просто остановиться.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
The Economist: сильные и

Поделитесь с друзьями: