18 сентября Министерство финансов России разместило на своем сайте проект закона о федеральном бюджете на 2013–2015 гг. Проект вызвал недовольство президента РФ Владимира Путина, который объявил выговор трем министрам. Правительство, однако, отреагировало вяло. В проект были внесены минимальные изменения, говорится в докладе Центра развития "Высшей школы экономики" (ВШЭ).
Президент объяснил свое недовольство тем, что бюджетный проект на 2013-2015 гг. не предусматривает финансового обеспечения его предвыборных обещаний. Аналитики ВШЭ считают наиболее фундаментальным замечанием недостаточный темп проведения пенсионной реформы.
Президентского одобрения для рассмотрения законопроекта в Думе не требуется. После критики Минфин внес в проект бюджета минимальные изменения – основные его параметры остаются прежними.
В частности, консервативный Минфин пересмотрел прогноз доходов российского бюджета в сторону повышения. Впрочем, на общих объемах госрасходов в 2013 г. это практически не сказалось, зато сократился прогноз дефицита. Расходы на здравоохранение на 2013 г. в новом законопроекте даже несколько понизились.
Параметры бюджета | Измененный законопроект, 2013 г. | Первоначальный законопроект, 2013 г. | Измененный законопроект, 2014 г. | Первоначальный законопроект, 2014 г. | Измененный законопроект, 2015 г. | Первоначальный законопроект, 2015 г. |
Доходы, млрд руб. | 12866 | 12395 | 14063 | 13642 | 15696 | 15224 |
Доходы, % от ВВП | 19,3% | 18,6% | 19% | 18,4% | 18,9% | 18,4% |
Расходы, млрд руб. | 13387 | 13387 | 14207 | 14102 | 15706 | 15316 |
Расходы в % от ВВП | 20,1% | 20,1% | 19,2% | 19,1% | 18,9% | 18,5% |
Дефицит/профицит, млрд руб. | - 521,4 | -991,9 | -143,6 | -459,7 | -10,8 | -92,2 |
Основные статьи социальных расходов | ||||||
Образование, млрд руб. | 606 | 597 | 548 | 544 | 573 | 573 |
Образование, % от ВВП | 0,91% | 0,74% | 0,68% | |||
Здравоохранение, млрд руб. | 494 | 507 | 445 | 466 | 361 | 383 |
Здравоохранение, % от ВВП | 0,74% | 0,60% | 0,44% | |||
Социальная политика, млрд руб. | 3963 | 3901 | 4113 | 4009 | 4559 | 4197 |
Социальная политика, % от ВВП | 5,96% | 5,56% | 5,50% |
Доходы федерального бюджета в 2013 г. в проекте закона о бюджете по сравнению с июльским вариантом "Основных направлений в бюджетной политике" увеличиваются на 470,5 млрд руб.
В целом проект бюджета характеризуется угасанием расходов на образование и здравоохранение из федерального бюджета.
"Полагаем, что обещания, данные в президентских указах, будут профинансированы, поэтому в расходах на высшее образование, финансируемых из федерального бюджета, доля зарплаты должна вырасти в ущерб другим видам расходов", - отмечается в докладе ВШЭ.
Расходы на социальную политику существенно повышены в 2014–2015 гг., это же относится и к трансферту на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
В целом ситуация с пенсионной реформой становится все более неопределенной, пишут аналитики. "С уверенностью можно лишь сказать, что с 1 января 2013 года будут увеличены ставки взносов для индивидуальных предпринимателей и начнется поэтапное повышение страховых ставок взносов для компаний, использующих труд работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию, а также что взносы на накопительную пенсию в 2013–2015 году отменяться не будут", - говорится в докладе ВШЭ.