InvestFuture

Приведет ли мировой прогресс к массовой безработице?

Прочитали: 368

Страх, что при открытии торговых барьеров люди не сумеют переориентироваться и найти другую работу, является самой мощной опорой для протекционистской политики. Двухсотлетняя история показывает, что со временем люди успевают сменить квалификацию, однако современное ускорение технологического прогресса может оказаться фатальным, пишет на сайте Project Syndicate известный экономист Кеннет Рогофф.

Кеннет Рогофф: С самого начала индустриальной эпохи периодически возникал страх, что технологические изменения могут привести к массовой безработице. Сторонники неоклассической экономической теории предсказывали, что этого не произойдет, так как в этом случае люди найдут другую работу, хотя, возможно, после длительного периода болезненной адаптации. По большому счету, это предсказание оказалось верным.

За двести лет захватывающих инноваций с рассвета индустриальной эпохи повысился уровень жизни простого населения в большинстве стран мира, без какой-либо заметной тенденции к росту безработицы. Да, было много проблем, в частности периоды сильнейшего неравенства и все более страшные войны. В целом, однако, в большей части мира люди живут дольше, работают гораздо меньше и ведут более здоровый образ жизни.

Ссылки по теме Почему автоматизация не сократила трудовой день?

Но нет никаких сомнений, что в настоящее время технологический прогресс ускорился, что может привести к более глубоким и основательным переменам. В известной статье 1983 г. великий экономист Василий Леонтьев высказал опасения, что темп современного технологического прогресса настолько высокий, что многие рабочие, которые не смогут приспособиться, просто устареют, как лошади после появления автомобилей. Неужели миллионы рабочих будут просто списаны со счетов?

Так как зарплаты в Азии выросли, руководители предприятий теперь ищут возможность заменить сотрудников роботами, даже в Китае. Появление дешевых смартфонов спровоцировало бум в пользовании сетью интернет, онлайновые магазины могут вытеснить огромное число рабочих мест в сфере розничной торговли. По приблизительным подсчетам, во всем мире технологический прогресс может с легкостью привести к потере 5-10 млн рабочих мест в год. К счастью, до сих пор рыночная экономика оказывалась невероятно гибкой, выдерживая влияние этих перемен.

Рынок может преобразовывать рабочие места и возможности такими путями, которые никто не сможет предсказать

Своеобразный, но, возможно, поучительный пример можно привести из мира профессиональных шахмат. В далеких 1970-х и 1980-х гг. многие опасались, что настоящие игроки станут ненужными, если и когда компьютер сможет играть в шахматы лучше, чем люди. В конце концов в 1997 г. компьютер IBM Deep Blue победил мирового чемпиона по шахматам Гари Каспарова в короткой партии. Вскоре потенциальные спонсоры шахматных турниров стали отказываться вкладывать миллионы долларов в то, чтобы провести чемпионат среди людей. Разве не компьютер стал мировым чемпионом, спрашивали они.

Сейчас несколько лучших игроков по-прежнему неплохо зарабатывают, но меньше, чем это было на пике популярности игры. Игроки второго уровня также зарабатывают гораздо меньше денег на турнирах и показательных выступлениях, нежели в 1970-х гг. Тем не менее, что очень любопытно: гораздо больше людей сейчас зарабатывают на жизнь профессиональной игрой в шахматы, чем когда-либо раньше. Отчасти благодаря тому, что вследствие доступности компьютерных программ и матчей онлайн возрос интерес к шахматам среди молодых людей во многих странах.

Многие родители видят в шахматах привлекательную альтернативу бессмысленным видеоиграм. В некоторых странах, таких как Армения и Молдова, законодательно было принято обучение шахматам в школе. В результате тысячи игроков в настоящее время на удивление неплохо зарабатывают, обучая шахматам детей, тогда как во времена до Deep Blue только несколько сотен игроков могли на самом деле получать хорошие деньги.

Конечно, факторы, влияющие на рынок шахматных доходов, сложнее, и я чрезмерно упростил ситуацию. Но основная мысль заключается в том, что рынок может преобразовывать рабочие места и возможности такими путями, которые никто не сможет предсказать.

Технологический прогресс не всегда положительно сказывается, преобразования могут проходить болезненно. Безработный автомеханик в Детройте вполне способен пройти переподготовку и стать больничным техническим специалистом. Тем не менее после долгих лет работы с гордостью за свое дело он может неохотно пойти на такие перемены.

Я знаю одного гроссмейстера, который 20 лет назад очень гордился своим успехом, выигрывая деньги на турнирах. Он клялся, что никогда не дойдет до того, чтобы учить детей, "как ходит лошадка". Но теперь он делает именно это: зарабатывает больше, обучая, "как ходит лошадка", чем когда-либо в его бытность сильным шахматистом.

И все-таки обидно, когда от тебя избавляются, как от старой рухляди. Конечно, на этот раз технологические перемены могу быть иными, и стоит быть осторожными, распространяя опыт прошедших двух веков на будущие два. С одной стороны, человечество будет сталкиваться со все более сложными экономическими и моральными проблемами, по мере того как ускоряется развитие технологий. Тем не менее даже по мере ускорения технологического прогресса ничто не предвещает массовой безработицы в ближайшие десятилетия.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Приведет ли мировой

Поделитесь с друзьями: