InvestFuture

S&P: система финансирования регионов РФ не развита

Прочитали: 287

Систему финансирования бюджетов российских регионов аналитики рейтингового агентства Standard&Poors оценивают как развивающуюся и несбалансированную. Некоторые позитивные изменения последних лет нейтрализуются такими фундаментальными недостатками, как низкая предсказуемость бюджетных отношений, несбалансированность доходов и расходов, неравенство финансовой обеспеченности регионов.

"Вместе с тем мы отмечаем успешный опыт федерального правительства по оказанию экстренной поддержки регионам в кризисные 2009-2010 гг. и полагаем, что если такая политика сохранится, при прочих равных мы можем улучшить нашу оценку российской системы общественных финансов", - говорится в докладе S&P.

Доля некоторых субъектов Российской Федерации в ВВП, численности населения и поступлениях от налога на прибыль (2010 г.), в %

Из графика видно, что если в Москве живет порядка 7,5% населения России, то поступления с налога на прибыль составляют 29% от всех доходов данного вида по стране.

Аналитики S&P также отмечают, что, для того чтобы достигнуть хороших финансовых результатов, региональным органам власти приходится экономить на инфраструктуре. Практика предоставления экстренной финансовой помощи не институционализирована и непрозрачна.

Вместе с тем за последние 10 лет качество бюджетного законодательства повысилось: "введены ограничения на размер дефицита, долга и заимствований региональных бюджетов, в том числе более строгие правила для регионов, зависящих от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета". Средний объем долга российских регионов остается по международным меркам низким.

Однако, несмотря на продолжающийся процесс реформирования российской системы общественных финансов, ее долгосрочная стабильность и предсказуемость по-прежнему ограничены следующими структурными проблемами:

• высокая концентрация налоговой базы в Москве;
• низкая автономия регионов в сфере доходов;
• односторонний характер принятия решений федеральным центром и их ограниченное согласование с регионами (или отсутствие согласования);
• низкий уровень подотчетности и общественной поддержки региональных органов власти.

"Для российской системы общественных финансов характерны односторонние и малопредсказуемые действия федерального правительства", - говорится в отчете S&P. Аналитики подчеркивают, что, несмотря на реформы, центр по-прежнему оказывает значительное влияние на расходную политику субъектов РФ, что приводит к затруднениям с финансированием.

В качестве примера приводится регулярное повышение зарплаты бюджетникам из федерального бюджета, что заставляет региональные администрации пропорционально повышать заработную плату региональных и местных бюджетников.

Так, в период перед выборами в Государственную Думу в 2011 г. федеральный центр потребовал от субъектов РФ повысить заработную плату школьных учителей, которая финансируется исключительно из региональных бюджетов, до среднего уровня оплаты труда в этих регионах. Повышение не было запланировано до начала финансового года и было лишь частично компенсировано увеличением федеральных трансфертов в 2011 г.

"Это решение создало давление на расходную часть бюджетов субъектов РФ в 2012 г., поскольку финансовая помощь из федерального бюджета оказалась разовой. Ситуация, вероятнее всего, повторится, поскольку в мае 2012 г. президент в своих указах рекомендовал региональным правительствам дополнительно повысить заработную плату различным категориям работников региональной бюджетной сферы. При этом условия и порядок федерального софинансирования дополнительных расходных полномочий оговорены не были", - отмечается в отчете.

В последнем послании к Федеральному собранию в декабре 2011 г. Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента, заверил, что в Государственную Думу будет внесен пакет документов по децентрализации бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. В результате, по его словам, доходы регионов вырастут до 1 трлн руб. Излишнее регламентирование будет устранено. При этом система федеральной поддержки будет стимулировать собственную базу доходов регионов, пообещал Медведев.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
S amp;P: система

Поделитесь с друзьями: