InvestFuture

Ирак – десять лет спустя начала войны

Прочитали: 273

10 лет назад ряд стран во главе с США начали военную кампанию против Ирака. Последствия войны – гибель десятков тысяч мирных жителей и раскол страны на части. Но то, что стало трагедией для иракцев, западным корпорациям принесло многомиллиардные прибыли.

Активная фаза подготовки мирового сообщества к необходимости военной интервенции в Ирак длилась примерно год – с 2002 по начало 2003гг. США, Великобритания и ряд других стран пытались доказать наличие у Ирака оружия массового поражения (ОМП), а также сотрудничества с террористической организацией Аль-Каеда, членов которой считали виновниками терактов 11 сентября 2001г.

Госсекретарь США Колин Пауэлл пытается обмануть Совет Безопасности ООН

Кульминацией информационной атаки на Ирак стало выступление Госсекретаря США Колина Пауэлла 5 февраля 2003 года перед Советом Безопасности ООН. В своем докладе Пауэлл привел мировому сообществу “неопровержимые доказательства” того, что у иракского лидера имеется ОМП.

В числе этих доказательств были пробирка с веществом, имитировавшим споры сибирской язвы, а также различные слайды, которые якобы демонстрировали лаборатории и склады химического и бактериологического оружия в Ираке.

Совет Безопасности не поверил Пауэллу и так и не санкционировал применение силы против Ирака.

19 марта 2003 года, президент США Джордж Буш-младший отдал приказ о начале “Операции иракская свобода” (название операции часто ошибочно путают с военной доктриной “Шок и трепет”). США и союзники начали вторжение в нарушение устава ООН.

Президент США Джордж Буш-младший говорит “о победе в борьбе за свободу и мир в Ираке”

Активная фаза противостояния между коалицией западных сил во главе с США против Ирака длилась недолго. 1 мая 2003г выступил с речью, которая вошла в историю как “Миссия выполнена”.

Вопреки расхожему мифу, Буш не употреблял выражения “Миссия достигнута” в своем выступлении на борту авианосца “Авраам Линкольн”.

Однако плакат, который разместили позади президента США ("Mission Accomplished"), полностью отражал смысл его выступления. Буш заявил о завершении крупных военных операций в Ираке и о том, что “объединенная коалиция во главе c американскими войсками боролась за свободу и мир в Ираке и победила в этой борьбе”.

Очень скоро под вопросом оказались и слова президента США и его госсекретаря.

Через год, в 2004 Пауэлл, в интервью телеканалу NBC, заявил, что утверждения американского руководства о наличии в Ираке ОМП базировались на непроверенных данных.

Госсекретарь признал, что предоставленная ЦРУ информация о передвижных лабораториях в Ираке, якобы производящих бактериологическое оружие, оказалась «неточной, неверной» и даже «намеренно сфальсифицированной».

Довольно скоро стал очевиден тот факт, на который до сих пор многие предпочитают закрывать глаза: оружием массового поражения в Ираке, которое привело к массовой гибели его жителей, оказалась нефть.

“Большая нефть”

Бывший глава ФРС США Алан Гринспен в своих мемуарах, в частности, отмечает: “Война в Ираке в основном произошла из-за нефти. Грустно признавать, что и сегодня этот факт считается политически некорректным”

Чак Хейгель, бывший сенатор-республиканец от Небраски, который совсем недавно стал новым министром обороны США, в 2007г заявил “Кто-то считает, что в Ираке мы воевали не за нефть. Разумеется, мы оказались там из-за нефти”.

Аргумент о том, что богатые нефтью месторождения Ирака не стали одной из главных причин войны из-за того, что не все нефтяные месторождения Ирака достались американским компаниям, не выдерживает серьезным критики.

Стоит напомнить, что западные компании вообще не имели доступа к иракской нефти в течение более чем 30 лет – в 1972г нефтяные компании, работавшие в Ираке, были национализированы.

В 1998г глава корпорации Chevron Кеннет Дерр заявил: “Ирак обладает огромными резервами нефти и газа и наша компания с удовольствием получила бы к ним доступ”.

В 2000г представители “Большой нефти” в лице Exxon, Chevron, BP and Shell потратили больше средств на президентскую кампанию Джорджа Буша-мл и Ричарда “Дика” Чейни, чем на все предшествовавшие выборы.

Довольно скоро их старания окупились: была создана National Energy Policy Development Group, во главе с Чейни.

В докладе за май 2001г “Report of the National Energy Policy Development Group” в частности, прямым текстом отмечается, что страны Ближнего Востока должны “открыть свои месторождения для иностранных инвестиций”. Это вскоре и произошло в Ираке.

Большие деньги для контрактных компаний

Не остались в стороне от дележки “иракского пирога” и контрактные компании. По оценкам Financial Times, различные компании заработали $138 млрд на контрактах по восстановлению инфраструктуры, обеспечению безопасности, логистики и другим задачам в Ираке. При этом, сумма крупнейших контрактов на долю 10 компаний составила $72 млрд.

Первый приз достался компании Kellogg Brown and Root (KBR) – “по чистой случайности” это бывшая дочерняя компания Halliburton, которую в свое время возглавлял все тот же Дик Чейни, ставший затем вице-президентом при Джордже Буше-младшем. За прошедшие с начала войны 10 лет KBR достались контракты на общую сумму в $39,5 млрд.

Война в Ираке также положила начало широкому использованию частных охранных компаний, ставших “пятой ветвью” армии США.

В частности, громче всех в Ираке “отметилась” частная охранная компания Blackwater, которая вынуждена была сменить несколько названий (Xe Services LLC, Academi) в попытках смыть с себя позорное клеймо после издевательств и казни 17 пленников в тюрьме Абу-Грейб в 2007г.

Последствия для Ирака

Формально, окончанием войны считается 15 декабря 2011г. Однако политические заявления и вывод американских войск не прекратили волну насилия и терактов в Ираке. Проблема безопасности по-прежнему остается нерешенной.

В десятую годовщину начала войны в Багдаде вновь произошли теракты. Погибли 55 человек, ранения получили еще около 200. При этом, сами новости о терактах в Ираке за пределами страны уже воспринимаются как нечто обыденное, и уже мало кто может разобраться в хитросплетениях противоборства шиитов и суннитов, а также всевозможных террористических группировок в этой стране.

Объем добычи нефти в Ираке за последние 5 лет вырос на 40% до уровня в 3 млн баррелей в день – это по-прежнему ниже показателей, которые были показаны в 1979г госкомпаниями Ирака на отметке в 3,5 млн баррелей. 80% добываемой нефти экспортируется из страны.

С одной стороны номинальный уровень ВВП-на душу населения заметно вырос, тем не менее, этот показатель все равно существенно ниже соседей Ирака, которые также обладают большими запасами нефти. 25% населения страны живут за чертой бедности.

По оценкам экспертов проекта Costs of War, поддерживающегося под эгидой Brown University, жертвами войны стали, по крайней мере, 134 000 мирных жителей Ирака. При этом, “война и ее сопутствующие обстоятельства могли стать причиной гибели вчетверо большего количества иракцев”.

“Большая ошибка”

Комитет Сената США по разведке, расследовавший деятельность американских спецслужб перед военной операцией в Ираке пришел к выводу, что вопрос о наличии ОМП в Ираке стал “одной из самых больших публичных ошибок американской разведки в современной истории США”.

Однако, как хорошо известно, что “большие деньги” стараются не совершать ошибок, тем более больших.

Вскоре после завершения активной фазы военной операции появились доказательства того, что нефтяные компании не только в США, но и в Великобритании готовились к вторжению в Ирак с последующим “освобождением” его сырьевых ресурсов для глобальных рынков, заранее.

Ханс Бликс, шведский дипломат, бывший глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (UNMOVIC)

Я возглавлял инспекции ООН в Ираке до начала войны. На мой взгляд, война в Ираке была очень большой ошибкой. Главным предлогом для военной операции стало предотвращение возможного использования оружия массового поражения.
Мы проинспектировали сотни различных объектов, включая десятки тех, которые нам рекомендовали посетить разведывательные организации различных стран, и не нашли следов оружия массового поражения. При этом, власти стран, которые начали войну заявляли, что они на 100% уверены, что у Ирака было ОМП.
Еще одной целью войны было уничтожение Аль-Каеды в Ираке. Но эта террористическая группировка проникла в Ирак только после того, как в нем обосновались военные силы коалиции. Кроме того, предполагалось, что военная операция против режима Саддама Хуссейна сможет помочь Ираку создать модель демократического государства. Но вместо этого мы видим, что в стране воцарилась анархия. США также хотели добиться того, чтобы Ирак стал их союзником на Ближнем Востоке. Но вместо этого в лице Багдада нового союзника обрел Иран.
Я не ставлю под сомнение доверие лидеров отдельных стран к их национальным разведкам. Однако нельзя не отметить, что их решение основывалось на сомнительных уликах, которые в итоге оказались ложными, и это решение принесло войну и смерть для многих жителей Ирака.
На мой взгляд, одним из уроков этой войны сегодня является тот факт, что военные интервенции являются недопустимыми – они оправданны только при условии реального обеспечения защиты населения и одобрения Совета Безопасности ООН.
Война в Ираке не подпадает под эти определения. Боюсь, пока мировые лидеры не осознают ошибок этой войны, ничто не помешает повторению подобной трагедии.

Сергей Вафин

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Ирак – десять лет спустя

Поделитесь с друзьями: