InvestFuture

Эксперты: нужны ли России новые офшоры?

Прочитали: 381

Идея создания офшорных зон в России может иметь определенные политические резоны. Но с экономической точки зрения она вряд ли способна оказаться перспективной в сегодняшних реалиях, полагают эксперты.

Озвученная накануне премьер-министром Дмитрием Медведевым инициатива по созданию офшорной зоны на Дальнем Востоке получила широкий резонанс. Комментируя последние кипрские перипетии, премьер, в частности, заявил: "Если такие страсти там (на Кипре) кипят, может, подумать, может, нам какую-то зону создать на Дальнем Востоке. У нас там мест много хороших – Сахалин, Курилы".

Примечательно, что в этот же день на заседании правительства глава Минфина Антон Силуанов в очередной раз предложил доработать проект программы долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья. В частности, министр раскритиковал предусмотренное увеличение общего объема финансирования этим регионам до 3,8 трлн руб. при введении дополнительных налоговых преференций, сказав, что они в 14 раз превышают расчетные возможности бюджета.

Очевидно, что офшоры не помогут поднять дальневосточный регион – здесь необходимо искать иные средства, сказал "Вестям Экономика" главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин. При том, что и сама идея создания офшора в России выглядит странной, с учетом объявленного ранее властями курса на деофшоризацию отечественной экономики. "К сожалению, на сегодня для многих российских структур, в том числе и крупных госкомпаний, стала практикой работа через офшорные зоны. Но следует помнить, что ими подразумевается не только предоставление налоговых и прочих льгот, но и возможность осуществления непрозрачной деятельности и непрозрачных операций", - подчеркнул Надоршин.

"Офшоры представляют собой специфические транзитные зоны, наличие которых помогает стране выжить, но не стимулирует ее общее экономическое развитие. В итоге следствием их существования может стать гипертрофированное развитие, например, банковского сектора, которое в конечном счете приводит к кризису. Как это случилось на Кипре", - отметил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Он напомнил, что и в самой России опыт функционирования офшорных зон, в частности в Калмыкии, оказался отрицательным. Калмыкия по сей день остается одним из беднейших российских регионов. И ее опыт точно не подойдет для развития Дальнего Востока. Вряд ли пригодится здесь и пример "Сколково", в котором, несмотря на существенные льготы, пока не удалось обеспечить качественного прорыва, подчеркнул Николаев.

Пример Калининградской области

В контексте возникшей дискуссии примечателен и опыт особой экономической зоны в Калининградской области, для резидентов которой предусмотрены нулевые налоги на прибыль и имущество в течение первых шести лет деятельности при 50%-м их уровне в последующие 7-12 лет. Как рассказал "Вестям Экономика" собеседник в администрации зоны, за период ее существования с 2006 г. здесь зарегистрировалось порядка 96 предприятий-резидентов с суммарным объемом заявленных инвестиций в 75 млрд руб.

С выходом этих предприятий (ориентированных на освоение новых сфер и технологий) на проектную мощность будет обеспечено до 15 тыс. рабочих мест. Уже сегодня на них трудятся не только приезжие из других регионов России, но и граждане стран Балтии, Дании, Польши и Франции.

Приведенные показатели выглядят достаточно успешными для небольшого региона с населением менее 1 млн человек, констатировал эксперт. Хотя, добавил он, если на этапе формирования особой экономической зоны анонсированные льготы представлялись необходимыми, то сегодня с сопутствующими налоговыми изъятиями также связаны и дополнительные проблемы. А потому сейчас разрабатываются предложения по усовершенствованию "зонального" механизма.

В Калининграде зона не является офшором, хотя именно так она обозначена в "Википедии". Это подтверждается и приведенным в ней следующим определением: офшорная зона (от англ. off shore – вне берега) – территория государства или ее часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого государства.

Но в таком случае способно ли, в самом деле, посодействовать развитию Дальнего Востока создание офшора, работающего вне его берега?

Вышеупомянутая идея в первую очередь важна с политической точки зрения, полагает Валерий Тутыхин, партнер John Tiner & Partners, В условиях усиления противоречий между Евросоюзом и Россией по кипрской проблеме Москва фактически дала понять Брюсселю, что может создать собственный офшор, куда далее будут переориентированы в том числе средства, выведенные из-под действия немецкой налоговой системы на Кипре.

Такая угроза может выглядеть правдоподобно, несмотря на отсутствие развитой инфраструктуры на Дальнем Востоке. "Офшор можно учредить хоть в жерле вулкана! Подобно офшору, который был учрежден в Либерии, лишившейся в результате многолетней войны даже стационарной телефонной связи, а потому функционирует через Нью-Йорк и Цюрих", - рассказывает Тутыхин. Правда, оговорил он, если для Либерии такой офшор имеет определенное экономическое значение, то для России его кпд сопоставим с отдачей одной нефтяной скважины.

"В результате столкновения интересов Евросоюза и Москвы кипрский кризис еще более обострился. На этом фоне публичное предупреждение Москвы о возможном создании собственного офшора, конечно, следует считать позитивным фактором", - признал старший научный сотрудник Центра черноморско-средиземноморских исследований Института Европы РАН Сергей Забелин.

Таким образом, если с политической точки зрения идея создания новых российских офшоров имеет определенные резоны, то с экономической – в нынешних российских реалиях - скорее всего, нет.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Эксперты: нужны ли

Поделитесь с друзьями: