InvestFuture

В Китае наблюдается музейный бум

Прочитали: 329

На фоне того как в США строительство новых музеев сильно замедлилось, а в Европе даже существующие музеи, зависящие от бюджетов государств, еле сводят концы с концами, в Китае новые музеи растут как грибы после дождя.

Музеи – большие, маленькие, государственные и частные – открываются в Китае в таком количестве, что трудно поверить, пишет газета The New York Times. Лишь в 2011 г. свои двери распахнуло около 390 музеев. И эта цифра с каждым годом лишь увеличивается.

Китайские музеи имеют свой почерк: большинство музеев имеют смешанные коллекции, в одном здании выставлены предметы истории, этнографии, науки, политики, искусства и развлечений. Музеи, посвященные лишь искусству – редкость для Китая. При этом в художественных музеях выставлены в основном работы современных или средневековых авторов.

До недавнего времени музеи современного искусства в Поднебесной были частными, своего рода дорогой игрушкой крупных корпораций или очень богатых китайцев. Именно поэтому открытие в октябре 2012 г. Шанхайского музея современного искусства - первого государственного музея, где выставлены последние работы китайских художников, - стало настоящим событием в культурной жизни страны.

Шанхайский музей (часто называемый “Электростанцией искусства”), который впечатляет своими размерами, разместился в реконструированном здании электростанции XIX века. Помпезное открытие музея состоялось в рамках 9-го Шанхайского биеннале.

Примерно в 2 тыс. км западнее Шанхая, в городе Дуньхуан (что на краю пустыни Гоби), строится другой музей, хотя и не такой стандартный, как “Электростанция искусства”. Его цель не привлечение поклонников современного искусства, а демонстрация произведений древнего искусства, в первую очередь древних и осыпающихся буддистских фресок, которыми покрыты стены многочисленных пещер. Стенные росписи, созданные в пещерах в период между IV и XIV веками (Дуньхуан был ключевой точкой легендарного Шелкового пути), создают уникальный музей китайской культуры.

При всех различиях китайские музеи имеют одну общую черту, типичную для новых культурных учреждений, – это амбициозность и масштаб.

Когда в 2011 г. в Пекине после ремонта был открыт Национальный музей Китая, официальные СМИ постоянно отмечали, что это самый большой музей в мире, хотя представленная в нем экспозиция лишь фрагментарно рассказывает об истории Поднебесной.

Любовь к гигантизму очень хорошо проявилась в том же Шанхае прошлой осенью. В один день с “электростанцией” был открыт другой государственный музей – Музей китайского искусства (который еще часто называют Дворцом китайского искусства). Его экспозиция посвящена китайским модернистам XX века. Музей позиционирует себя как самый большой музей современного искусства в стране. Возможно, это соответствует истине, но выставленные в залах работы требуют серьезного пересмотра.

Два государственных музея в Шанхае – это лишь верхушка “музейного айсберга” в городе. Здесь работает огромное число других экспозиций, правда все они небольшие и находятся в частных руках. Впрочем, два из них – Музей изобразительных искусств (Миншенг) и Музей изобразительных искусств (Рокбанд) – известны неплохой коллекцией.

Частный музей в Китае очень часто не что иное, как игрушка для тщеславных богатеев, которые рассматривают многомиллионные траты на художественные произведения отличной формой инвестиций. В прошлом году шанхайский миллиардер и финансист Лью Икиан и его супруга открыли частный Музей Дракона (также известный как “Длинный музей”), в коллекции которого представлены древние бронзовые скульптуры, картины эпохи Мао и работы современных художников. Владельцы уже объявили о планах открыть в ближайшее время вторую частную экспозицию.

Учитывая тот факт, что Китай (согласно журналу Forbes) занимает второе место в мире по числу миллиардеров, перспективы открытия новых частных музеев бесконечны. Однако вопрос заключается в том, что там будет представлено публике. Построить грандиозное здание для экспозиции при наличии денег несложно, а вот собрать что-то ценное с художественной точки зрения – уже другой вопрос.

Многие частные китайские коллекции хорошо отражают нынешнее состояние глобального рынка произведений искусств. В большинстве экспозиций, как правило, можно встретить тройку самых известных китайских художников, популярные работы европейских мастеров и т. д. В то же время в стране трудно найти музей, где было бы широко представлено современное китайское искусство последних тридцати лет. Отсутствуют в Китае и такие привычные для западных музеев вещи, как образовательные программы и тематические выставки.

Без квалифицированных кураторов, искусствоведов и администраторов получается не музей, а хранилище произведений (порой очень дорогих) без всякого смысла и цели. В этом смысле музей в пещерах города Дуньхуан можно назвать наиболее удачным и осмысленным музейным проектом в Китае.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
В Китае наблюдается

Поделитесь с друзьями: