InvestFuture

Стиглиц: обещания “абэномики”

Прочитали: 336

Программа оживления экономики премьер-министра Японии Синдзо Абэ привела к укреплению уверенности и оптимизма внутри страны. Однако насколько велика в этом заслуга политики Абэ, или “абэномики”, рассуждает в Project Syndicated американский экономист-неокейнсианец, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц.

Интересно, но при внимательном изучении японской статистики за последние десять лет трудно найти причины для пессимизма. С начала нулевых Япония добилась впечатляющих результатов в росте производства на одного занятого рабочего. В 2012 г. (или до начала “абэномики”) рост составил 3,08% в годовом исчислении. Это намного лучше, чем в США, где в прошлом году рост производства на одного занятого рабочего был лишь 0,37%, а в Германии он уменьшился на 0,25%.

Тем не менее многие японцы справедливо отмечают, что “абэномика” поможет выздоровлению страны. Премьер Абэ проводит в жизнь то, что многие экономисты (включая меня) призывали осуществить в США и Европе: комплексную программу стимулирования денежно-кредитной, налогово-бюджетной и структурной политики. Абэ сравнивает их с тремя стрелами: каждую в отдельности можно с легкостью сломать, но когда они вместе – никто не в силах это сделать.

Новый глава Банка Японии Харухико Курода, который до своего назначения работал министром финансов и президентом Азиатского банка развития, пообещал реверсировать хроническую дефляцию Японии, установив цель в 2% годовой инфляции. Дефляция увеличивает реальную (с поправкой на инфляцию) долговую нагрузку, а также реальную процентную ставку. И хотя не так много доказательств важности небольших изменений в реальной процентной ставке, эффект даже незначительной дефляции на реальный долг может быть очень значительным.

Твердая позиция Куроды уже дала результат: обменный курс иены довольно сильно ослаб, что немедленно повысило конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. Это простая реальность взаимозависимости монетарной политики: если проводимый ФРС курс по так называемому количественному смягчению привел к ослаблению доллара, другие страны должны отреагировать на последовавшее укрепление своих валют. Когда-нибудь мы сможем добиться координации глобальной валютной политики; но сейчас Япония разумно отреагировала, хотя и с некоторым опозданием, на изменения.

Кредитно-денежная политика имела бы больший эффект в Соединенных Штатах, если бы в крупнейшей экономике мира уделялось достаточное внимание кредитным запретам – так, например, многие домовладельцы имеют проблемы с рефинансированием из-за недоступности кредитования. Можно только надеется, что японская кредитно-денежная политика обратит внимание на эти важные моменты. Что касается политики налогово-бюджетного стимулирования (или второй стрелы), то, по мнению критиков, она в Японии, как правило, проваливалась, приводя к инвестициям в бессмысленные проекты. Но смогла бы экономика Японии добиться успеха в отсутствии налогово-бюджетного стимулирования? Учитывая масштабное снижение кредитования после финансового кризиса конца 1990-х гг., неудивительно, что государственные расходы не смогли восстановить рост. Но ситуация была бы намного хуже без госрасходов, и безработица была бы выше 5,8% (даже в разгар глобального финансового кризиса она не превысила 5,5%). Кроме того, все, кто посещают Японию, отмечают пользу инвестиций в инфраструктуру (Америке следует учиться у японцев в этом вопросе).

Больше всего усилий потребует третья стрела, которую Абэ называет ростом. Для нее необходима реструктуризация экономики, улучшение производительности и увеличение доли работающих, в первую очередь женщин. Некоторые говорят о “дерегулировании”, однако после недавнего финансового кризиса это слово теперь имеет дурную репутацию.

Несмотря на сложности, имеются все основания верить, что японская стратегия обновления экономики окажется успешной: страна эффективно использует сильные учреждения, имеет хорошо образованную и высококвалифицированную рабочую силу и находится в самом динамичном регионе мира. Кроме того, Япония пострадала от неравенства меньше, чем другие индустриальные страны (хотя больше, чем Канада и страны Северной Европы), и она строго соблюдает обязательства по сохранению окружающей среды.

Если все планы Абэ будут успешно осуществлены, сегодняшняя уверенность в росте окажется оправданной. В этом случае Япония может стать одним из немногих лучей света в достаточно мрачном ландшафте высокоразвитых стран мира.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Стиглиц: обещания

Поделитесь с друзьями: