InvestFuture

Минфин: пенсионные деньги направят в облигации

Прочитали: 364

План правительства по стимулированию экономического роста уже внесен на рассмотрении президенту. О том, какие предложения содержит новый документ, о первых результатах работы системы Euroclear, о том будет ли менять Россия свои правила игры, чтобы стать участником ОЭСР, о снижении процентных ставок и о многом другом в эксклюзивном интервью рассказал министр финансов Антон Силуанов.

- Антон Германович, здравствуйте.

- Добрый день.

- Антон Германович, вы накануне подвели итоги 2012 года в плане бюджета. И в принципе итоги неплохие. Но основной проблемой назвали кочующие остатки. Об этом так же говорил Владимир Путин, подводя итоги работы правительства за год. А вот как с этой проблемой бороться, что делать?

- В первую очередь хочу сказать, что нам нужно, конечно, подтянуть исполнительскую дисциплину. Потому что министерство финансов доводит лимиты бюджетных обязательств в декабре года, предшествующего финансовому году. Поэтому министерства и ведомства, получая эти лимиты, могут уже буквально в январе отдать всю годовую сумму. Но поскольку не всегда успевают заключать договоры, контракты с подрядными организациями, не всегда вовремя принимаются решения пере, о перечислении субсидий субъектам РФ, зачастую бывает так, что решение правительства, решение органа исполнительной власти от передачи средств исполнителям принимаются во второй половине года. И поэтому большой объем средств остается в последний квартал. У нас в прошлом году это 32% от годовой суммы назначения. А на декабрь, в декабре израсходовано 17% всей годовой суммы федерального бюджета. Так вот, поэтому вопрос о своевременности принятия регламентов, решений о расходовании средств, он по-прежнему остается актуальным. И председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев дал поручение предметно обсудить ситуацию с остатками. Почему такие значительные средства не доходят од экономики, не доходят до бюджетополучателей, до социальной сферы. Дал поручение разобраться. И мы примем меры по улучшению исполнительской дисциплины в этом году.

- Вы так же анонсировали дефицит бюджета в 2014 году.

- Знаете, да, около 650-ти миллиардов рублей. Мы планируем снижение доходов федерального бюджета в следующем году в результате изменения макроэкономического прогноза. Потому что, что применялось? Ну, во-первых, снизились темпы роста экономики. Во-вторых, у нас изменились параметры курсовой политики. Уточнились параметры, влияющие на доход, такие, как экспорт - импорт. Снизились тоже прогнозные объемы. Вот. Уточнились показатели по прибыли прибыльных предприятий. Поэтому, к сожалению, получается так, что мы должны будем пересмотреть наши параметры по доходам в сторону снижения. Но это никак не должно затронуть исполнения наших расходных обязательств, которые мы приняли в трехлетнем бюджете.

- А пересматривать госпрограмму как-то будете? Например, я знаю, что Минфин уже попросил Минобороны о переносе программы вооружений. Какие-то еще госпрограммы, может быть, будут сокращаться. И очень важный вопрос, там, социальные госпрограммы, да, будут ли они пересмотрены.

- Вы знаете, у нас госпрограммы принято, некоторые программы приняты в двух форматах по объему ресурсного обеспечения. Которые предусматривают в случае наличия дополнительных возможностей бюджета более емкий вариант финансирования программы. В случае отсутствия таковых, то это тот вариант, которые подсчитан под бюджет. Так вот, вариант расчета под бюджет учитывает как раз те параметры бюджета, которые мы учли на трехлетку и которые не должны сокращаться. С одной стороны. Но, с другой стороны, программа тоже достаточно живой механизм. Поэтому, если гос заказчики, министерства и ведомства, этих программ видят необходимость перераспределения приоритетов внутри этой программы, то они могут внести предложения у правительства по уточнению тех или иных параметров программы и, соответственно, показателей программы. Что касается нашего предложения о переносе на более поздние сроки выполнения программы вооружений. То этот вопрос очень серьезный. Мы должны определиться с министерством обороны. Если министерство обороны найдет возможность контрактования по отдельным, по отдельным заказам на более поздние сроки, то эти предложения мы учтем при подготовке бюджета на 2014-2016-й год. Но здесь очень важно проработать этот вопрос с соответствующим курирующим министерством.

Ну, вот еще одна как раз задача, которую ставил президент, это улучшение инвест климата в России как раз таки, чтобы увеличить поступление в бюджет не нефтегазовых доходов. Вот инвест привлекательность насколько сейчас удается увеличить? Ну, на каком этапе мы сейчас находимся? Вообще, как это делается?

- Подготовлен план. План мер по обеспечению экономического роста. Правительство РФ внесло этот план президенту РФ. Я думаю, что будет проведено совещание президентом РФ по этому вопросу. План включает несколько моментов. С одной стороны, это мера стимулирования, со стороны государства стимулирование государственного спроса. Мы здесь говорим о бюджетном маневре. Мы говорим о возможности задействования наших средств суверенных фондов, в первую очередь средств НБ для финансирования проектов на возвратной основе. В этом году начнем уже реализовать такие проекты. И в следующем году можем наращивать эту практику. Много предложений с точки зрения мер по, в области моноритарной политики. В первую очередь направленных на снижение процентных ставок в экономике. На самом деле, это действительно ключевой вопрос. Потому что ставки сегодня высокие. И для бизнеса брать кредиты по, под 12-14% - это нужно иметь очень высокую рентабельность. Не все проекты такие, такую рентабельность обеспечивают. Поэтому в области моноритарной политики есть целый ряд мер. Так же мер в области структурной политики. Поэтому эти предложения будут рассмотрены. И, если президент с ними согласится, будем их выполнять.

- Как раз таки вот создание международного финансового центра в Москве, оно увеличит инвест привлекательность России. Но очень много скептических высказываний по этому поводу. Многие экономисты говорят о том, что на фондовом рынке сейчас апатия. И что идея организации МФЦ в России может просто себя не реализовать.

- Пока, к сожалению, получилось так, что многие инвесторы регистрируют свои проспекты и эмиссии, осуществляют покупку и продажу ценных бумаг за пределами РФ. Так вот, наша задача сделать так, чтобы все поменялось. Все поменялось. И условия работы инвесторов здесь, в России, были не хуже, чем за рубежом. Для этого мы, как подготовили целый ряд мер в области и налоговой, включили это в основные направления налоговой политики, которые будут рассматриваться в ближайшее время на правительстве. И должны быть утверждены. И соответствующие законопроекты в сфере создания благоприятного финансового климата должны быть подготовлены и внесены правительством РФ в Государственную Думу уже на весенней сессии. Речь идет и о, о таких мерах, как, как вот вопрос, знаете, часто задавали – налогообложение и евро облигации. Мы говорили о том, что мы не будем устанавливать обязанности налогового агента по организациям, которые выпускают еврооблигации. У нас сейчас мораторий до середины 14-го года. И мы договорились о том, что мы такого, такое решение не будем принимать. Что уже, с одной стороны, позитивно. Мы договорились о том, что мы сделаем вложения в акции, в ценные бумаги такие же, таким же привлекательным, как и вложение в недвижимость, которое сегодня есть. Вложение в депозиты. И так далее.

- Ну, а вложение средств пенсионного фонда в инфраструктурные проекты, как-то вы еще собираетесь развивать это направление? Я знаю, что так же предполагается, что можно будет и вкладывать средства негосударственных пенсионных фондов в инфраструктурные проекты?

- Абсолютно правильно. Такие решения, часть из них уже принято. Мы приняли решение, разрешающее Внешэкономбанку, как основному держателю пенсионных накоплений, вкладывать средства в покупку стопроцентно облигаций крупных эмитентов, имеющих рейтинг, как и Российская Федерация. А так же увеличили долю при покупке облигаций и эмитентов, не имеющих такой рейтинг, с 20 до 40%. Сейчас находится в проработке, уже в подготовке, мы внесли этот законопроект в правительство, по наделению таких же прав, правами и негосударственных пенсионных фондов. С одной стороны. С другой стороны, мы говорим о том, что существенно будут расширены права и при, при инвестировании средств пенсионных накоплений в акции. Тоже важно. И, кстати, хочу сказать, что первый случай, как, первое решение о вложении средств пенсионных накоплений в облигации будут реализованы уже в этом году. Это будут знаковые проекты. И считаю, что этот год будет одним, первым годом, когда средства пенсионных накоплений пойдут в экономику реально, будут работать на, значит, повышение темпов роста нашей экономики, на улучшение инвестиционного климата.

- Переход полномочий по сбору страховых взносов от пенсионного фонда к налоговой службе, поможет ли это облегчить бремя бизнесу и сократить расходы бюджета?

- Федеральная налоговая служба готова к такому дополнительному, дополнительной функции. Вопрос единственное о учете, персонифицированном учете страховых взносов. Мы детально проработали этот вопрос с налоговой службой. И налоговая служба подтвердила такую возможность и сбора, и учета. При этом, хочу сказать, что действительно для налогоплательщиков вместо двух администраторов, по сути дела одному и тому же объекту налогообложения, это фонд оплаты труда, в этом случае будет один. Это, мне кажется, должно сыграть на, положительно на улучшение вопросов администрирования.

- Антон Германович, хочется коротко пройтись еще по ключевым инициативам, которые были выработаны вот за этот год работы нового каб мина. Создание в России мега регулятора, как вообще технически все это будет устроено?

- Насколько банк России сможет включиться в выполнение этих полномочий, насколько банк России сможет оперативно организовать работу по потенциальному надзору на финансовом рынке. Это все требует время. И поэтому реально полное объединение федеральной службы по финансовому, по финансовым рынкам и банка России произойдет к 15-му году.

- С 2013 года в России заработал euroclear. Какие-то результаты уже можно сейчас озвучить?

- Хочу сказать, что спрос в этом году стал более устойчивым, нежели за прошедший год. Это положительно. Это положительно. Вопрос теперь стоит в том, чтобы инвесторы через euroclear смогли участвовать в купле продаже на рынке акций. На рынке акций эмитентов. Это тоже повысит спрос и повысит инвестиционную привлекательность РФ. Единственное, что пока euroclear сможет осуществлять такие операции по покупке – продаже акций со второго полугодия 14 года. Мы считаем, что это нужно сделать намного раньше. Намного раньше. Хотя здесь есть различные мнения. Особенно у коллег из ФСФР. Но, считаю, чем раньше мы это сделаем, тем это будет лучше для наших инвесторов. И что такое euroclear? Это расчетная система, по которой иностранные инвесторы, зная прекрасно, да, работу с euroclear, могут участвовать на нашем рынке. Чем проще, чем надежнее будет эта система для иностранных инвесторов, тем более открыт будет наш рынок. Тем больше будет у нас приложений иностранных денег. И тем будет более привлекателен наш рынок. Поэтому мы за открытость. Мы будем настаивать на том, чтобы через euroclear инвесторы смогли и покупать акции на нашем рынке. Начиная с 14 года. Во всяком случае, такие вопросы мы обсуждаем. Будем делать все для этого возможное.

- Антон Германович, но также Россия сейчас на пути вступления в ОЭСР. И сейчас звучит много опасений со стороны российских банкиров, что после вступления России в ОЭСР будет снято ограничение на открытие иностранными банками своих дочек в России, что, естественно, понизит конкурентное преимущество российских банков. Вот, как вы оцениваете эту угрозу? Она существует?

- Вы знаете, вступление в ОЭСР, так же, как и вступление в ВТО, может сопровождаться целым рядом изъятий. Поэтому банк России и правительство пока не видят необходимости изменения порядка участия иностранных банков на территории РФ. Сегодня порядок такой, что филиал иностранных банков не имеет возможности открывать свои подразделения, ну, подразделения, филиалы на территории РФ. В ходе переговоров с ОЭСР мы будем продолжать отстаивать эту позицию. И надеюсь, что это не помешает продвижению по вступлению РФ в ОЭСР.

- Антон Германович, спасибо большое за интервью.

- Спасибо вам.

Беседовала корреспондент ТК "Россия 24" Мария Бондарева

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Минфин: пенсионные

Поделитесь с друзьями: