InvestFuture

Греф: какой будет новая стратегия развития Сбербанка

Прочитали: 661

Сбербанк проводит годовое собрание акционеров и выбирает участников своего наблюдательного совета. Кто теперь войдет в состав совета, как развивается деятельность банка на внешних рынках, насколько продвигается дочерний страховой бизнес и какой станет новая стратегия развития банка на ближайшие пять лет, в эксклюзивном интервью рассказал глава Сбербанка Герман Греф.

- Добрый день, Герман Оскарович.

- Здравствуйте!

- Уместно сейчас подводить итоги 12-го года, работы Сбербанка в 12-ом году, поскольку мы с вами встречаемся в преддверии годового собрания акционеров. Итак, какие результаты, как это отражено в выплатах акционерам и с чем вы придете на собрание?

- Да, у нас сейчас самая ответственная неделя в году, потому что через два дня у нас наступает самое главное мероприятие нашего года. Это годовое собрание акционеров и отчет менеджерской команды перед нашими акционерами. Мы, как правило, приурочиваем к этому событию очень много внутрикорпоративных мероприятий, потому что на годовое собрание акционеров приезжает менеджерская команда со всей страны. Во-первых, как правило, у нас все менеджеры, даже среднего звена, являются акционерами Сбербанка, а во-вторых, это повод для того, чтобы собраться в Москве, поучаствовать в этом важном мероприятии, подвести итоги года. И мы, как правило, проводим учебу наших территориальных лидеров и проводим собрание трудового коллектива с постановкой задач на этот год и с подведением итогов ушедшего года. Мы за прошлый год заработали нашим акционерам 347, 9 миллиарда рублей чистой прибыли, это самая большая цифра за всю историю, и обеспечили доходность нашим акционерам. Если взять дивидендную доходность и рост капитализации за 2012 год, более 20%– 20,6. Мы также в текущем году по итогам прошлого года заплатим нашим акционерам рекордные дивиденды, порядка 58 миллиардов рублей. И половина из этих денег пойдет на выплату дивидендов Центральному банку, а затем будет перечислено в следующем году в бюджет страны. Вторая половина пойдет на выплату дивидендов частным акционерам. Дивидендная доходность наших акций составила более 2,2%. Что, в общем, достаточно неплохо, если говорить о тренде, который мы сохраняем. Последовательно с каждым годом мы повышаем выплаты дивидендов нашим акционерам. Несмотря на то что остро стоит вопрос необходимости капитализации банка. Тем не менее мы каждый год дотошно и досконально исполняем свои обязанности перед нашими акционерами. Поэтому я очень надеюсь, что наши акционеры довольны предыдущим годом, тем не менее всегда это очень открытый разговор, и мы с удовольствием будем ждать замечания, предложения.

- А вы будете обсуждать задачи на будущее? Какие планы вам предстоит выполнить в 13-м году?

- Да, этот год для нас особенный еще и тем, что в этом году у нас заканчивается стратегия, пятилетняя стратегия, которая была утверждена в конце 2008 года, и мы в этом году ведем очень активную работу нашей новой пятилетней стратегии. Поэтому часть моего доклада будет посвящена не только 2012 году, но и подведению итогов реализации нашей пятилетней стратегии - раз, и второе, особенно на встрече с трудовым коллективом, мы подведем итоги работы четырех месяцев и поставим уже задачу на основе анализа тех проблем и ошибок, которые были совершены в этом году. Этот год очень непростой, конъюнктура в нем значительно сложнее, чем в предыдущем году. Темпы роста кредитования отстают, ну, почти в два раза от прошлого года. Правда розничное кредитование продолжает развиваться в этом году значительно быстрее, чем мы ожидали. Но тем не менее тоже есть некий затухающий тренд. Поэтому в этом году в целом с точки зрения темпов роста бизнеса, он будет значительно более сложным и для нас, и для наших клиентов. Но тем не менее мы ожидаем, что мы все наши заранее заявленные параметры постараемся при любой конъюнктуре исполнить. И для этого нужны некие коррективы, которые мы как раз будем завтра обсуждать.

- Как все-таки эти параметры могут быть отражены в следующей пятилетней стратегии, я так понимаю, что до 2019 года она будет, эта стратегия 2019, учитывая то, что Сбербанк сегодня занимает, ну, прямо скажем, весьма значительное место на российском рынке. Казалось бы, дальше развиваться, увеличивать этот рынок, уже можно вступить, значит может начаться конфликт интересов с регуляторами, с другими банками. В то же время экспансия тоже сталкивается с определенными сложностями сейчас. Все-таки куда развиваться Сбербанку, огромному банку?

- Во-первых, мы понимаем, что, наверное, существенно нарастить долю рынка в России нам не удастся. Очень сильная конкуренция, что очень хорошо, в общем. Сильные конкуренты - это элемент тренировки для нас, подготовки на Олимпийские игры. Наши Олимпийские игры - это народная конкуренция. Речь идет о сохранении наших позиций, может быть, о небольшом наращивании нашей доли рынка. Ну, еще раз повторяю, что по большинству сегментов мы видим, что это, конечно, существенное наращивание доли уже невозможно. Ну, и не нужно, собственно говоря, это уже чревато определенными рисками. Второе - это улучшение структуры наших доходов и попытка более рационально распоряжаться нашей пассивной базой, и более рационально распределять ресурсы, для того, чтобы получать более высокую доходность на тот же самый объем активов. За последние годы нам это удается делать. Есть очень важная позиция в банках, которая называется "ай….", это "……менеджмент", это управление активными пассивами, в зависимости от того, насколько активно мы занимаемся внедрением математических моделей, рациональным управлением финансовыми ресурсами. И от этого зависит от того, насколько мы получаем высокую доходность от имеющихся в нашем распоряжении финансовых ресурсов. Здесь есть нам куда двигаться. И я думаю, что мы сумеем еще рационализировать наше управление нашими финансовыми ресурсами. Второе - это управление, конечно, расходами. В этом году мы приняли программу более рационального управления нашими расходами. И здесь мы видим есть большие возможности по сокращению расходов, по выращиванию нашей маржа за счет того, что мы будем с каждым годом все меньше и меньше иметь расходов на единицу наших активов. Ну, и третье направление - это, конечно, выход за рубеж. Перед нами наши акционеры пять лет назад поставили задачу 5% чистой прибыли и примерно 5% активов иметь за рубежом. И мы видим, что в этом году мы эти цифры превысим. У нас уже на сегодняшний момент порядка 50 миллиардов долларов иностранных активов, что составляет свыше 10% от наших активов здесь, в России. И мы в этом году заработаем уже, ну, значительно более 5% чистой прибыли за рубежом. За первые четыре месяца этого года мы заработали свыше 300 миллионов долларов чистой прибыли за рубежом. Это первый очень позитивный результат нашей международной экспансии нашего международного бизнеса.

- Герман Оскарович, а что происходит с сетью Сбербанка, сетью отделений Сбербанка, насколько вы планируете сокращать филиалы в регионах, и что можно предложить клиентам в качестве альтернативы?

- У нас нет планов по радикальному сокращению наших отделений. Хотя, конечно, с точки зрения экономики банка это бы нам дало очень большую экономию. У нас наша сеть насчитывает сегодня порядка 19 тысяч отделений, из которых 8 тысяч - это городские отделения и порядка 11 тысяч -это сельские отделения. Мы сумели довести нашу сеть до такого состояния, когда она нам практически не приносит убытков. Но если говорить о высокой рентабельности, то понятно, что вся сельская сеть - она вся очень низко рентабельна. В лучшем случае мы рентабельность отделений сводим в ноль. Мы понимаем нашу социальную ответственность, мы понимаем, что кроме Сбербанков в целом ряде и маленьких городков, и сельских населенных пунктов просто нет ни одного другого банка и мы должны там присутствовать. Поэтому мы все усилия мы сосредотачиваем на том, как оптимизировать наше присутствие таким образом, чтобы не терять. Вот это сейчас самая главная задача. Второе: мы стараемся развивать систему удаленных каналов, мобильные офисы так, чтобы в каждом населенном пункте люди могли получить весь спектр финансовых услуг. И, как правило, любые сокращения сети мы согласовываем с местными властями, и мы никогда не уходим из населенных пунктов, с тем чтобы не предложить некое альтернативное присутствие.

- Герман Оскарович, вот в продолжение темы социальной ответственности... Может быть, вы уже сможете прокомментировать этот вопрос. Сейчас обсуждается выплаты компенсаций по реформенным вкладам, по вкладам, которые были сделаны в 92-м, там, в 93… до 90-х годов, вот на момент 92-96 год обсуждается. Известно, что такие существенные части этих вкладов была в Сбербанке, в Сберкассах тогда. Каково участие будет Сбербанка в этом вопросе и выплате этих компенсаций?

- Мы являемся техническим агентом Министерства финансов, и все выплаты идут через нас. Понятно, что мы финансово в этом не участвуем. Это сделало государство. Собственно говоря, деньги были изъяты, деньги вкладчиков и были изъяты деньги банка. И, собственно говоря, банк был на грани выживания в тот сложнейший период времени и был, собственно говоря, в шаге от банкротства. Он пострадал, собственно говоря, ровно настолько же, насколько пострадали все клиенты. Но я уже не говорю про имиджевые потери, вообще, потери веры, доверия банковской системы на многие годы. Поэтому был нанесен колоссальный ущерб этим решением на десятилетия вперед. Но я хочу сказать, что мы сложили за последние годы очень хорошие технологии, потому что это огромный поток людей в наши отделения, дополнительная нагрузка на нас. И сегодня, если такие решения будут приняты, мы сумеет их технически обеспечить.

- Герман Оскарович, Сбербанк второй раз за год понижает ставки по корпоративным кредитам. Как это сказалось на спросе и как ведет себя сейчас рынок корпоративного кредитования?

- Мы пока не можем сказать, что есть какое-то изменение модели поведения клиентов. Мы вчера этот вопрос обсуждали. Но дело в том, что мы второй раз снизили ставки по корпоративным кредитам только с 15 мая. И мы увидим это в лучшем случае, наверное, ну, во второй половине июня. Поэтому сейчас пока сказать сложно. Очень надеемся, что вот такие шаги навстречу клиентам несколько вдохновят их и мы увидим увеличение спроса.

- Как вы относитесь к планам ЦБ внедрить требования "Базеля-3"?

- Ну, во-первых, я хочу сказать, что лучше, конечно, обсуждать требования "Базеля-3" после внедрения "Базеля-2". И, на мой взгляд, я всячески поддерживаю и мы активно участвуем во внедрении "Базеля-2". И если с 1 января будущего года "Базель-2" будет внедрен, надеюсь, что так и произойдет, то очень существенно оздоровит российский банковский сектор. Что касается "Базеля-3". Это значительно более сложный вопрос. Мне не кажется удачной идея внедрения его осенью этого года. И вообще, мне кажется, спешит с этим не нужно. Это очень обоюдоострое оружие, и вот если взять практику стран, которые мыслят прагматично, они очень аккуратно внедряют. Либо отдельные положения "Базеля-3", либо откладывают его на внедрение. Ну, например, Соединенные Штаты Америки. Никто, наверное, не может сказать, что американцы не заинтересованы в стабильности финансовой системы. Но это одна из самых прагматичных наций в мире. Тем не менее они понимают, насколько важно сохранить конкурентоспособность собственного финансового сектора. Это один из самых важных, если не самый важный сектор экономики. От его конкурентоспособности, его способности переваривать огромный объем ликвидности, превращая их в инвестиционные возможности, зависит, собственно говоря, вся эффективность экономики и ее инвестиционная активность. Поэтому я бы сейчас очень скептически отнесся к тому, что нам нужно бежать впереди паровоза и внедрять "Базель-3" уже в этом году. Я бы все-таки посмотрел, как это будет работать в Европе, хотя и Европа, в общем, не спешит это делать. И это не то, что поможет нам ускорить рост экономики, и не то, что нам даст новая конкурентоспособность.

- А о том, что, по мнению многих, поможет ускорить рост экономики? Как вы относитесь к переговорам, которые ведет Россия по вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития – ОЭСР. По прогнозам в 2015 году это вступление может уже состояться. На ваш взгляд, насколько это эффективно может быть с точки зрения репутационных приобретений России? Но это связывают с повышением инвестиционного, кредитного рейтинга, и как это может отразиться на работе банковского сектора, потому что там есть определенные правила, связанные с работой банков?

- Я думаю, что это очень позитивный факт. Присоединение к ОЭСР - это еще один знак цивилизованности нас как страны и нашей экономики. Это очень важный институт, хотя я бы не переоценивал как позитивные, так и негативные последствия такого присоединения. Я не вижу проблемы для банковского сектора. Понятно, что присоединение каждой из такого рода организации, оно ведет к некоему более утонченному регулированию сектора, это связано с некоторыми издержками и с нашей стороны. Потому что мы должны будем так дополнительно отчетность вести, дополнительно требования. Мы понимаем, что членами ОЭСР являются несколько десятков государств, они все в этих условиях живут и как-то с этим справляются. Без сомнения, это сможем делать и мы.

- Как вы думаете, скажется это на повышении кредитного рейтинга России?

- Я думаю, да. Думаю, да. Это еще одна из возможностей в рамках такого внешнеэкономического ряда событий, как присоединение к ВТО, и присоединение к ОЭСР, ведет нас в клуб более цивилизованных стран, более открытых стран, которые внушают доверие инвесторам на рынке. И, безусловно, это будет иметь как репутационные плюсы, так и снижение стоимости привлекаемого нами капитала.

- Герман Оскарович, вернемся все-таки к политике Сбербанка. Одним из альтернативных таких движений развития Банка называют развитие страхового рынка, развитие страхового бизнеса Сбербанка. И Сбербанк ставит перед собой амбициозные задачи. По-моему, 20 миллионов клиентов. И причем вы заявляете, что не будете просто продавать полисы, а будете предлагать некие свои уникальные продукты. О чем идет речь, о каких продуктах? Удалось ли с этим определиться, и сохраняются ли вот эти задачи?

- Для нас страхование - это очень важный вид бизнеса, очень важный и объемный показатель комиссионного дохода. Я вам назову только одну цифру. Мы начали этот бизнес с нуля в 2009 году, в конце 2009 года, и, собственно говоря, за три года мы заработали чистой прибыли 47 миллиардов рублей. Ну, мы хотим значительно расширить наше присутствие. Мы раньше действовали по брокерской схеме. Сейчас мы создали свою компанию, которая занимается страхованием жизни. И это очень мультипликативно к банковской деятельности, и мы надеемся через пять лет уже зарабатывать до 10% всех наших доходов за счет страхования. Ну, у нас для этого есть все. У нас большая сеть, у нас хорошие, уже тренированные команды людей, у нас сейчас сформирована хорошая команда, мощная "Сбербанкстрахование", которая будет заниматься страхованием жизни. Мы пока не собираемся уходить на рынок имущественного страхования и других видов страхования, КАСКО и так далее. Ну, такая брокерская схема по банковскому страхованию, и, собственно говоря, развитие своей компании в направлении страхования жизни - это то, чем мы будем заниматься.

- На какой класс россиян рассчитаны ваши предложения? И изучили ли вы рынок достаточно? Кто из россиян готов страховать свою жизнь?

- Мы работаем, собственно говоря, в разных сегментах, и для разных сегментов мы имеем разные пакеты услуг. В том числе для самых высоких клиентов, клиентов наших, так называемых, "Сбербанк Премьер". Поэтому, я думаю, что мы охватим все группы населения. Ну, и на самом деле, даже многие наши менеджеры с удовольствием покупают пакеты по страхованию жизни, потому что это накопительное страхование, это очень удобно.

- И последнее, Герман Оскарович. На годовом собрании вам предстоит утвердить Наблюдательный совет Сбербанка. Кого бы в нем хотели видеть? Хотели бы видеть Алексея Кудрина? Например, его называют среди кандидатов. И расстроены ли тем, что Сергей Гуреев отозвал свою кандидатуру?

- Что касается, кого бы хотел видеть я? Я бы свое видение провел, я тоже миноритарный акционер Сбербанка, поэтому я проголосую за одного из не миноритарных акционеров. Может быть, еще не решил, может быть, даже всем отдам понемножку своих голосов. Мы будем работать с теми директорами, которых нам выберут акционеры. На самом деле тот набор, который мы имеем сегодня, независимых директоров и представителей нашего мажоритарного акционера - это очень высокопрофессиональные люди. Я очень доволен составом нашего Совета директоров. Хочу сказать вам, наверное, одни из самых беспокойных - это профессионалы в финансах и в банках, и с ними очень непросто разговаривать. У нас иногда советы проходят по 5-6 часов. Но, вы знаете, мы проводим такую политику, что самая лучшая критика, которую мы можем получить, - это критика от наших директоров. Хуже, когда эхо наших недостатков, нашей плохой работы докатывается до наших клиентов. Когда нас критикуют клиенты, это значительно хуже, чем когда нас критикуют наши директора или наши акционеры. Поэтому наша задача не надуваться, не думать о том, что мы уже всего достигли в этой жизни, мы понимаем, что мы только в самом начале пути, и любые критические замечания для нас очень ценны, потому что это всегда основание для того, чтобы улучшить нашу работу. Что касается Алексея Кудрина, его выдвинули не миноритарные акционеры. И я знаю, что государство за него, Государственный Центральный банк за него голосовать не будет, но я очень надеюсь, что миноритарные акционеры так же, как выдвинули его, сумеют за него проголосовать. И у него хватит голосов, чтобы пройти в состав Наблюдательного совета. Что касается Сергея Гуреева, то для нас это потеря, конечно. Сергей очень квалифицированный человек и очень значимый ньюсмейкер, и его мнение всегда было очень важно для миноритарного сообщества. Он всегда набирал больше всех голосов среди всех независимых директоров. Но вот так сложилось, он принял такое решение, что он в этом году не будет баллотироваться. Поэтому для нас, конечно, - я с сожалением это воспринял, - для нас это потеря.

- Спасибо вам, я желаю вас успехов.

- Спасибо вам большое.

Беседовала ведущая ТК "Россия 24" Эвелина Закамская

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Греф: какой будет новая

Поделитесь с друзьями: