InvestFuture

Разрыв между бедными и богатыми странами растет

Прочитали: 305

ВВП на душу населения является одним из самых значимых показателей экономики, который демонстрирует, насколько богаты в среднем граждане страны. Так, например, если в целом Китай является второй экономикой мира, то по ВВП на душу населения занимает лишь 93-е место.

Международная организация кредиторов (World Organization of Creditors) провела исследование "Сравнение богатейших и беднейших стран мира". Президент организации Роберт Абдуллин ответил на вопросы "Вести-Финанс".

Какие замечены главные мировые тенденции, касающиеся ВВП на душу населения, и каковы причины их возникновения?

Показатели ВВП на душу населения в целом в мире возрастают. При этом в богатых странах показатель возрастает значительно быстрее, чем в беднейших. Объяснить это можно тем, что развитые страны и лидеры среди развивающихся стран уже обладают опытом, знаниями, трудовыми ресурсами и другими составляющими успеха, например сырьевыми запасами. В беднейших же странах отсутствует система профессионального управления, нет необходимого опыта развития государства, зачастую государственная система сильно бюрократизирована или даже коррумпирована. Поэтому бедным странам очень тяжело прокладывать дорогу к экономическому благополучию.

Кроме того, рассматривая показатель ВВП на душу населения, нужно отметить, что в большинстве бедных стран население возрастает более высокими темпами, чем в развитых странах, что также отражается на значениях указанного показателя.

Место по ВВП на душу населения Страна ВВП на душу населения, $, 2012 г. Изменение 2012/2007 гг. в %
1 Катар 102 211 34%
2 Люксембург 79 785 -2%
3 Сингапур 60 410 20%
4 Норвегия 55 009 5%
5 Бруней 54 389 3%
6 Гонконг 51 494 19%
7 США 49 922 7%
8 ОАЭ 49 012 -2%
9 Швейцария 45 418 8%
10 Канада 42 734 9%
...
55 Россия 17 709 20%
78 Бразилия 11 875 21%
81 ЮАР 11 375 15%
93 Китай 9 162 65%
131 Индия 3 830 41%
...
175 Афганистан 1 054 49%
176 Южный Судан 1 006 н/д
177 Мадагаскар 955 2%
178 Малави 858 26%
179 Нигер 815 26%
180 Центральная Африканская Республика 800 10%
181 Эритрея 777 4%
182 Либерия 673 25%
183 Бурунди 625 18%
184 Зимбабве 559 19%
185 Конго 369 25%

В число первых 15 стран, обладающих максимальным богатством, вошли 7 европейских, среди которых Люксембург, Норвегия, Швейцария, Австрия, Нидерланды, Ирландия и Швеция. Кроме того, в начале списка стоят нефтяные державы – Катар, Бруней, ОАЭ. Среди 15 лидеров также Сингапур, Гонконг и такие развитые страны, как США, Канада и Австралия.

Среди стран БРИКС самой богатой остается Россия – $17,7 тыс. ВВП на душу населения, самой бедной – Индия – 131-е место и $3,8 тыс. ВВП на душу населения.

Что касается замыкающих список по этому показателю, то 14 из 15 аутсайдеров – с африканского континента и только одно государство не находится в Африке – Афганистан. На последнем месте Демократическая Республика Конго (ДРК) с показателем $369 на душу населения.

При этом согласно прогнозам МВФ рост показателя в Катаре с 2012 по 2015 гг. составит 11% до $113 175, а в ДРК – 19% до $440. То есть в абсолютном выражении с каждым годом разрыв между самыми богатыми и самыми бедными странами будет лишь расти.

Какие основные тенденции и выводы по показателям безработицы, затрат на здравоохранение и образование и индекса счастья?

Уровень безработицы в настоящее время высок в европейских странах, которые не смогли еще справиться с кризисной ситуацией в экономике, а также крайне высок в африканских странах. В отдельных странах практически все трудоспособное население является безработным.

Если в относительном выражении затраты на образование и здравоохранение у самых богатых и самых бедных стран сопоставимы, то в абсолютном выражении разрыв составляет сотни раз! Как результат – крайне низкое качество здравоохранения и низкий уровень грамотности. В отдельных африканских странах менее трети взрослого населения является грамотным!

Картина была бы еще более удручающая, если бы индекс счастья напрямую зависел от экономической составляющей, но это не так. Удовлетворенность жизнью зависит не только от уровня обеспеченности благами цивилизации. Поэтому мы видим, что, например, население Мадагаскара занимает 49-е место по индексу счастья, а население Индии – 32-е место, в то время как жители США находятся по этому индексу на 105-м месте, а население Гонконга – на 102-м.

Индекс счастья в странах с наибольшим ВВП на душу населения и в странах БРИКС:

Страна Индекс счастья, место в рейтинге
Катар 149
Люксембург 138
Сингапур 90
Норвегия 29
Бруней н/д
Гонконг 102
США 105
ОАЭ 130
Швейцария 34
Канада 65
Россия 122
Бразилия 21
ЮАР 142
Китай 60
Индия 32

Какие прогнозы вы можете сделать на ближайшие 5–10 лет? Как будет развиваться ситуация с ВВП на душу населения в странах БРИКС, учитывая вероятное замедление роста ВВП?

Скорее всего, в ближайшие 5–10 лет никаких революционных изменений в мире не произойдет. Основными задачами для развитых стран по-прежнему являются задачи по уменьшению долговых обязательств, стимулированию экономики, улучшению рынка труда.

Для развивающихся стран актуальными являются задачи по привлечению иностранных инвестиций, технологическому развитию, развитию инфраструктуры, повышению конкурентоспособности товаров и услуг и другие.

Что касается стран БРИКС, то, даже учитывая вероятное замедление роста ВВП, доля этих стран в мировом показателе ВВП будет возрастать. И очень многими экспертами предсказывается мировое экономическое лидерство Китая в ближайшем будущем, что практически не вызывает сомнений.

На VI Астанинском экономическом форуме вам присудили 1-е место за рекомендации по выходу из мирового кризиса для "Большой двадцатки". Прокомментируйте, пожалуйста, о каких рекомендациях идет речь?

Существует крайне высокая необходимость проведения реформы регулирования финансовых рынков, и в особенности это актуально для развитых стран со значительными объемами фондовых рынков. Ключевыми целями реформы регулирования должны стать фильтрация, удаление или серьезные ограничения в операциях с теми финансовыми инструментами, которые являются искусственной, синтетической надстройкой, не приносящей никакой социальной отдачи. Инвестиции в финансовые инструменты не должны затмевать инвестиции в реальный сектор экономики. Нужен строгий контроль правительств за тем, чтобы не раздувались новые "пузыри" на финансовых рынках.

WOC подчеркивает, что в особенно тяжелом положении находятся до предела обремененные долгами страны. Они уже не могут обслуживать не только выплату основной части долга, но и проценты по долгу. Поэтому существует крайняя необходимость введения строгого контроля или даже запрета на дальнейшее привлечение средств правительствами и банками тех стран, где соотношение долг к ВВП заметно превышает средние мировые значения (что по имеющемуся опыту Исландии, Греции и Кипра может привести к дефолту). G-20 cледует найти такие методы глобального жесткого регулирования объемов заимствований, которые позволили бы не допускать быстрого и неоправданного роста размеров внешнего долга как суверенного, так и корпоративного, в особенности размеров долга финансовых организаций.

Также в ряде случаев необходимо регулировать и ограничивать скорость движения капиталов и использовать эту меру в качестве превентивной антикризисной меры. Следует отметить, что начать необходимо срочно с таких стран, как Ирландия, Эстония, Мальта, Словения, Португалия, Испания.

Еще одним направлением для необходимого усиления международного регулирования является регулирование колебаний валютных курсов. Отсутствие подобной системы приводит к усилению глобальных дисбалансов в международной финансовой системе. Особенно важна разработка таких систем регулирования на региональных уровнях. Более тесное сотрудничество по данному вопросу на региональном уровне облегчит восстановление равновесия на валютных рынках и позволит защититься от "валютных войн". Следует усилить контроль за банковской системой каждого государства. В частности, необходимо государственное и международное регулирование системы риск-менеджмента кредитно-финансовых организаций, что должно сократить риски некорректной оценки качества внутренних долговых обязательств.

Для эффективного восстановления экономической стабильности правительствам государств необходимо встать на путь форсированной индустриализации своих стран. Следует принять комплексную государственную политику, целью которой будет достижение баланса объемов импорта и экспорта, роста промышленного производства, снижения безработицы, роста покупательской способности населения, постепенного увеличения бюджетных поступлений и роста ВВП соответственно.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Разрыв между бедными и

Поделитесь с друзьями: