Деловая активность в секторе услуг России постепенно затухает. Спрос на услуги прекратил расти, численность занятых в этой сфере снижается вместе с объемом полученной прибыли. Такой вывод содержится в исследовании ВШЭ.
По итогам III квартала практически все основные показатели активности начали снижаться. Но из-за традиционного сезонного всплеска активности в летние месяцы индекс предпринимательской уверенности составил +6%, что, однако, на 3 процентных пункта ниже, чем во II квартале, и на 4 процентных пунктов ниже значения прошлого года.
Показатель | III кв. 2012 г. | IV кв. 2012 г. | I кв. 2013 г. | II кв. 2013 г. | III кв. 2013 г. |
Спрос на услуги организаций | 4 | 3 | -17 | 2 | 0 |
Число заключенных договоров или обслуженных клиентов | 5 | 2 | -16 | 1 | 0 |
Объем оказанных услуг (в стоимостном выражении) | 6 | 3 | -19 | 3 | 1 |
Численность занятых | ... | ... | -7 | -4 | -4 |
Цены (тарифы) на услуги | 5 | 3 | 1 | 3 | 3 |
Прибыль | -1 | -2 | -21 | -5 | -4 |
Собственная конкурентная позиция | 3 | 2 | -4 | -1 | -1 |
Экономическое положение организаций | 11 | 8 | -6 | 9 | 8 |
Лучше всего себя чувствует сектор страхования (+20%), но этот показатель все равно на 5 процентных пунктов ниже, чем в прошлом году. Услуги по ремонту бытовой техники, одежды и обуви остались в аутсайдерах. Эта сфера показала нулевой прирост деловой активности.
Представители опрошенных компаний отметили среди основные факторы, которые вызывают обеспокоенность, недостаток финансовых средств, высокие налоговые ставки и низкий спрос со стороны потребителей. Коррупция беспокоит предпринимателей меньше всего.
По словам директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, сектор услуг начал реагировать на стагнацию в реальном секторе экономики, которая продолжается уже больше года. Домохозяйства отказываются от покупок и начинают больше экономить. Но в среднесрочной перспективе наступление рецессии маловероятно.