Во вторник Госдума будет рассматривать второе чтение законопроекта "О потребительском кредитовании". Американским банкам запретят рисковать. А итальянский авиаперевозчик Alitalia снова попытается избежать банкротства.
РОССИЯ
Сегодня в Москву приезжает министр финансов Кипра Харис Георгиадис. Его задача – убедить российские власти в прозрачности налоговых норм Республики. На прошлой неделе - аккурат к этому визиту - кипрские власти разработали план действий, как восстановить доверие к Кипру как к международному финансовому центру. В ноябре глобальный форум в Джакарте объявил: Кипр не соответствует стандартам налоговой прозрачности. А затем появились сообщения, что российский Минфин может вернуть островное государство в черный список офшоров. Республика была исключена из него всего 11 месяцев назад. И сейчас Кипру крайне важно не попасть туда снова. ГОСМОНОПОЛИИ
Госмонополии заставят затянуть пояса. К сегодняшнему дню "Газпром", "Транснефть", РЖД и Россети должны представить в Минэкономики планы по снижению расходов – как капитальных, так и операционных. До 2017 г. компании должны урезать бюджеты как минимум по 10% в год. А значит, за пять лет их расходы должны сократиться наполовину. Ситуация в экономике непростая, и монополии должны научиться тратить эффективнее. Таков посыл министерства. При этом инвестиционные программы сокращаться не должны: все, что нужно построить, должно быть построено. Но за меньшие деньги. МИР
К июлю все американские банки должны начать работать по "правилу Волкера". Оно было названо так в честь бывшего главы ФРС США Пола Волкера. И как раз сегодня государственные регуляторы должны согласовать окончательный вариант документа. По данным Wall Street Journal, он станет еще жестче предыдущих версий. Банкам с госгарантией запретят вести рисковые операции и делать спекулятивные ставки. Кроме того, им придется попрощаться с хедж-фондами: правило разрешает вкладывать в них не больше 3% средств инвесторов. Бертон Эбрамс, профессор экономики Университета Делавэра
"Торговля ценными бумагами за счет собственных средств предполагает, что банки берут на себя риски, используя деньги вкладчиков. И эти "спекуляции" приносят им большую прибыль. При этом они действуют не от лица клиентов, а от лица своего собственного бизнеса. Ярким примером является трейдер JPMorgan в Лондоне: он совершал операции огромных объемов и спекулировал на изменении процентных ставок. В результате, когда процентные ставки резко изменились, JPMorgan потерял около 5 миллиардов долларов". СТРАНЫ ЕС
Сегодня на заседание соберутся министры экономики и финансов Евросоюза. Будут обсуждать рекомендации для стран с чрезмерным дефицитом бюджета. Напомню, существуют так называемые Маастрихтские критерии. По ним все страны ЕС должны соответствовать определенным параметрам. Главные из них: дефицит бюджета не более 3% ВВП, а уровень госдолга – не выше 60%. На деле эти нормы уже давно не исполняют большинство стран Евросоюза. Но в кризис финансовые чиновники ЕС решили навести финансовый порядок. Дедлайн – в зависимости от самочувствия. Австрия, Бельгия, Дания, Словакия и Чехия рассчитывают управиться уже к концу этого года. Для самых проблемных стран – Греции, Кипра и Испании – ориентир пока 2016 г. ALITALIA
Итальянская Alitalia пытается избежать банкротства. Авиакомпания проводит уже второй раунд размещения ценных бумаг среди акционеров. Финал – сегодня. Ей нужно набрать 225 млн евро – это условие, при котором она получит помощь от итальянской почты. Правительство обязало почтовую службу выкупить у авиаперевозчика акции на сумму 75 млн евро, но часть средств Alitalia должна привлечь самостоятельно. Вот только получается плохо. Пока удалось разместить бумаги лишь на 173 млн евро. Компании отказались помогать ее ключевые партнеры, в том числе Air France KLM. Они не верят, что разработанный план сокращения издержек сработает. Чистый долг Alitalia на данный момент – 800 млн евро, а ее убытки составляют до 700 тыс. евро ежедневно.
Гидеон Эверс, консультант компании Apollo Aviation Advisory
Решается судьба итальянского авиаперевозчика Alitalia. Собранию акционеров предстоит принять или отклонить план реструктуризации компании. Ее долг уже приблизился к 1 млрд евро.
"Alitalia срочно нужен партнер, который поможет ей выжить. Но сейчас таких компаний нет. Ни "Люфтганза", ни British Airways, ни Iberia не проявляют интереса. При этом для итальянского правительства будет политическим самоубийством позволить Alitalia обанкротиться. В то же время законодательство ЕС в области конкуренции ограничивает государственную поддержку авиаперевозчиков. Поэтому большой вопрос, сможет ли Alitalia избежать банкротства".