InvestFuture

Андрей Костин: Конкуренция внутри БРИКС серьезная

Прочитали: 334

ВТБ выходит на американский рынок. В интервью нашему ведущему Николаю Корженевскому президент ВТБ Андрей Костин рассказал, что "По торговле ценными бумагами Нью-Йорк уже в этом году догонит Лондон". Глава крупнейшего российского инвестбанка также рассказал о возможных сроках приватизации ВТБ и оценил его инвестиционную привлекательность.

Андрей Леонидович, ВТБ открывает офис в Нью-Йорке. Как это повлияет на бизнес группы, как это изменит его?

Мы считаем, что открытие нашего офиса здесь, это очень важная работа, она будет поставлена на постоянную основу. Офис сможет организовать торговлю российскими акциями и российскими ценными бумагами с фиксированным доходом и другим производными, равно как и работы по оказанию услуг американским компаниям, инвесторам консультационных услуг в плане привлечения инвестиций в Россию. Мы начинаем с небольшого офиса, человек 20. Я думаю, постепенно бизнес будет расти, и уже в этом году планируем одну треть операций проводить через Нью-Йорк, еще одну треть через Лондон, и еще одна треть через азиатские наши офисы - Сингапур, Гонконг и так далее. В любом случае это сотни миллионов долларов, а может и побольше, то есть, для российского рынка это значительно, для американского, может, и не так впечатляюще. Тем не менее, мы один из крупнейших торговцев ценными бумагами в России, поэтому это для нашего банковского сектора достаточно значительная сумма.

Еще одна история связанная с ВТБ, это грядущая приватизация пакета акций компаний. Есть ли здесь какие-то подвижки?

Знаете, мы в определенной степени здесь заложники ситуации со Сбербанком. И мы считаем, что ситуацию надо как-то решать. Кстати, господин Греф согласен со мной. Дело в том, что правительство не могло определиться. Выходить на рынок вместе плохо, потому что мы примерно в одной нише находимся со Сберегательным банком. Инвесторы, в общем-то, рассматривают Сбербанк и ВТБ как альтернативу один другому. Поэтому надо определиться сегодня с тем, когда Сбербанк будет продаваться, и определиться, когда будет продаваться ВТБ. Если один банк будет продаваться осенью, второй - весной, то надо принять решение, и так действовать. Мы, в принципе, готовы будем к такому решению. Вы знаете, мы вообще единственный государственный институт , который смог провести приватизацию в прошлом году, продав 10% пакет. Рынок дает такие возможности . Недавно было размещение крупного бразильского банка. С точки зрения инвесторов - финансовые институты стран БРИКС имеют примерно одинаковые шансы, и подход инвесторов к ним примерно одинаковый. Поэтому, возможности появляются неплохие. И ждать лучшую цену можно очень долго, а потом все равно ее упустит, как бывает на рынке. Поэтому кажется, что нужно просто действовать.

Интересы каких инвесторов вы имеете в виду, по крайней мере, в региональном разрезе?

В мире достаточно много ликвидности. Страны БРИКС, прежде всего, привлекают тем, что здесь существует более высокая доходность бизнеса. Если брать допустим банк ВТБ, который производит порядка 16% возвратного капитала, и где моржа операция 5%, это намного выше, чем в Америке или в Европе. Это, конечно, привлекает инвесторов вкладывать в эти рынки определенную часть средств. Но конкуренция внутри стан БРИКС серьезная, конечно, сейчас многие будут смотреть на действия нового правительства в России, что будет с оттоком капитала и так далее. Насколько инвесторы смогут гарантированно заходить на российский рынок. Я думаю, ситуация будет развиваться позитивно, поэтому в течение этого года можно ожидать все-таки притока иностранных инвестиций.

Вы упомянули состояние рынков и вопрос ликвидности, мы общались с вами в Давосе, и тогда вы и ваши коллеги говорили о том, что ликвидности на российских рынках мало, как долгосрочной, так и краткосрочной. Есть какие-то изменения в этой ситуации в последние месяцы?

По сравнению с периодом Давоса, с начала года, конечно, изменения есть. Наиболее трудная ситуация по ликвидности сложилась на конец прошлого года, и сейчас краткосрочная ликвидность на рынке есть. Банки не испытывают серьезных проблем, включая банк ВТБ. Знаете, мы вернули 400 миллиардов рублей, которые мы заимствовали с конца прошлого года. Мы говорим Центральному банку сегодня, что мы хотели бы иметь понятные, прозрачные, стабильные инструменты рефинансирования в тех случаях, когда банкам требуется ликвидность. И второе - сегодня существует опыт Европейского Центрального банка, который представляет очень дешевую ликвидность на большой срок - на 3 года. Это будет, конечно, достаточно долгосрочная дискуссия с Центральным баком. У Центрального банка несколько другая позиция, но я думаю, что все равно в этом направлении работать надо. Потому что длинных денег сегодня нет. Открываются, правда, международные рынки. Мы недавно заимствовали полтора миллиарда долларов на международных рынках. Это окно возможности существует, но все равно мы поняли в этот кризис, что главным источником должны быть внутренние источники. Это, конечно, и средства населения, и надо работать с этим, это средства компаний. Ну, и, конечно, со стороны Центробанка.

И что вам отвечает ЦБ?

В общем-то он согласен с этим, потому что за последние месяцы было принято целый ряд решений Центральным банком, расширяющие спектор залоговых инструментов, которые могут использовать банки при рефинансировании. Поэтому сказать, что сегодня Центральный банк денег не дает, был бы неправильно. Денег дают, в принципе, достаточно. Я думаю, дискуссия переходит в плоскость стоимости этих денег.

А что по поводу политических рисков. Насколько они уменьшатся, сойдут ли они на нет, может быть, после майской инаугурации?

Я думаю, что на на нет они наверно совсем не сойдут, и даже не столько политические риски, сколько риски наверно такого политического администрирования, если хотите, или экономического администрирования. Ведь, что у нас происходит в России. С одной стороны, хорошие макроэкономические показатели, это привлекает инвесторов. И профицит бюджета государственного, и темпы роста сравнительно высокие, но отпугивает некая правоприменительная практика: деятельность судов, возможность правильно применить те законы, которые существуют, коррупция и ряд других вопросов, которые мешают России. Это, конечно, нужно менять. И я думаю, что здесь правительство настроено решительно Я думаю, что вот новый этап, который начнется после инаугурации президента, и формирование нового правительства будет направлено на это в значительной степени. Это может создать неплохие перспективы для роста, ну, в купе с политическими реформами, которые тоже, я думаю, дадут правильный сигнал инверторам на Западе.

Макроэкономическая картинка хорошая, но ее сильно портит отток капитала, который тоже связывают с политической ситуаций. Ожидаете ли вы изменение направления движения денег?

Я думаю отток капитала всегда сопряжен с политическими циклами. Это верно, но этого просто недостаточно. Важно чтобы капитал находил сферы применения. Для этого нужны отрасли, нужны проекты, которые были бы эффективными. И в этом плане нужны условия, потому что если экономика не принимает этот капитал эффективно, то тогда, его, соответственно, и вкладывать не будут.

Беседу провел ведущий ТК "Россия-24" Николай Корженевский.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Андрей Костин:

Поделитесь с друзьями: