InvestFuture

Почему Apple разочаровала Wall-Street?

Прочитали: 235

Apple недавно отчиталась по результатам квартала доходом в $57,6 млрд и чистой прибылью в $14,5 на одну акцию. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года - рост на 5,7% в выручке и на 5% в чистой прибыли. Однако акции компании после обнародования отчета упали на 6%. Чем же недоволен рынок?

Хотим больше! Основной фигурой для компании по-прежнему остается iPhone: именно смартфоны обеспечили 56% выручки в минувшем квартале. Для сравнения, кварталом ранее этот показатель был равен 52%, но год назад смартфоны принесли Apple все те же 56% выручки.

Если раньше ассортимент был представлен только единственной версией в каждой линейке, то с недавнего времени смартфоны пятого поколения разделились на премиум-версию 5S и "бюджетный" гаджет 5C. Последний был принят не очень дружелюбно, ведь стоимость "iPhone для бедных" лишь незначительно уступает его старшему собрату, поэтому неудивительно, что "яблофилы" предпочли обновить свой смартфон именно на 5S.

Оставаясь главным драйвером роста выручки, iPhone продавался в этом квартале, по мнению компании, неплохо. Apple продала рекордное количество за квартал в истории; в соответствующем квартале прошлого года это число составляло 47,8 млн. Однако рынок данная цифра не впечатлила: аналитики ожидали цифру продаж на уровне 55 млн штук. Эксперты рынка полагают, что Apple уперлась в потолок. "Рынок премиум-смартфонов уже достаточно насыщен, - комментирует ситуацию Вэн Бэйкер из аналитической компании Gartner Inc. - Apple придется пересмотреть свой подход".

Продажи других гаджетов, к примеру линейки iPad, были очень неплохими: обновленные планшеты подоспели вовремя. Но Wall-Street все еще фокусируется на iPhone. В минувшем квартале у компании должен был быть серьезный прирост: новая линейка смартфонов, а также предзаказы у китайского оператора China Mobile могли способствовать достижению планки в 55 млн единиц товара, однако Тим Кук разрушил надежды, да еще и добавил масла в огонь, обнародовав прогнозы на II квартал 2014 г., которые также шли вразрез с ожиданиями.

Китай не поможет? Рынок очень надеялся на то, что контракт Apple с крупнейшим китайским оператором China Mobile будет знаковым событием, ведь купертинская компания получает доступ к абонентской базе крупнейшего оператора Поднебесной. Однако это еще не означает, что "яблочники" автоматически становятся лидером на рынке КНР.

Услугами China Mobile пользуется 700 млн человек. Но Apple нужно еще убедить их купить iPhone. На сегодняшний день ситуация на китайском рынке для американцев выглядит не слишком хорошо. Доля Apple составляет лишь 6%. При этом у главного конкурента, Samsung, она достигает 21%. Обгоняют американского игрока и местные компании: Lenovo, Huawei и Yulong.

Разумеется, отсутствие контракта с China Mobile сильно ограничивало возможность экспансии Apple в КНР. Но есть и другая проблема: дороговизна "яблочных" устройств. Так как в Поднебесной покупка гаджетов у операторов не субсидируется, покупатели обычно покупают устройства по их стандартной цене, также как, например, и в России.

Возможные проблемы чувствуют не только аналитики, но, похоже, и в самой Apple не верят в успешные продажи смартфонов в Китае. Прогнозы на следующий квартал, когда "яблочная" компания должна была бы пожинать плоды от давно ожидаемой сделки с China Mobile, вызвали толки о том, что инвесторы переоценили возможности на китайском рынке, а также более глобальные опасения снижающегося спроса на смартфоны и планшеты в целом.

"Без сомнения, поставки (в China Mobile) в разы ниже, чем кто-нибудь мог предположить", - комментирует изданию Bloomberg аналитик Pacific Crest Securities Энди Харгривс, озвучивая уже курсирующие опасения о том, что "рынок премиум-гаджетов уже перенасыщен и расти ему некуда".

Глава Apple Тим Кук в этом вопросе по своему обыкновению спокоен и оптимистичен: компания, дескать, расширяется на развивающиеся рынки, и у Apple еще есть чем удивить. Скептики же угрюмо сетуют на то, что если новинкой окажется очередной iPhone, удержать уже и так пошатнувшиеся лидирующие позиции компании вряд ли удастся.

Нужны идеи! iPhone был выпущен в 2007 г. С момента релиза iPad в 2010 г. Apple не представила ни одного кардинально нового продукта. Все это время любой анонсированный девайс был лишь модификацией или обновленной версией уже существующих товаров, выпускаемых, чтобы подогреть спрос.Часто это происходило в период рождественских праздников, когда наблюдается традиционный пик продаж. Тогда были выпущены iPhone 5S и 5C, а также iPad Air, iPad mini и обновления для стационарников. Купертинский гигант за отчетный период продал 51 млн смартфонов iPhone, 26 млн планшетников iPad и 4,8 десктопов Mac.

По мнению экспертов Wells Fargo, даже выход в 2013 г. новой линейки "яблочных" устройств, среди которых iPad Air и iPhone 5S, не способен обеспечить бизнесу сохранение маржи, которой завидовали многие конкуренты. А ведь именно она обеспечивает Apple возможность вкладывать огромные суммы в маркетинг и разработку новых технологий. По словам инсайдеров, Wells Fargo не верит и в то, что положение дел изменится к лучшему и после выхода iPhone 6.

Особенность ситуации в том, что все ждут от Apple чуда - и инвесторы, и аналитики, и простые потребители. Когда общественность возвела компанию в ранг небожителей IT-рынка, вместе со статусом и капитализацией пришли и ожидания, весьма конкретные: купертинцам необходимо выдавать новые революционные идеи с некоторой периодичностью.

Кажущаяся многим очевидной стагнация идей совпала с "периодом правления" компанией Тима Кука, который, несмотря на свои старания, все никак не может выйти из тени своего предшественника. "При Джобсе такого не было", - шутливо ворчат поклонники "яблочной" продукции. Шутки шутками, а эксперты вполне серьезно ожидают, что за стенами Apple разрабатываются абсолютно новые продукты, и когда желаемого не получают, рынок реагирует соответственно.

Продажи, тем не менее, у компании остаются на достойном уровне, хотя Wall-Street и ворчит, что, вот, мол, а мы хотим большего. Стоит напомнить, что за первые дни продаж новых смартфонов Apple удалось реализовать 9 млн iPhone, что является рекордом.

Многие ожидают выхода уже наделавших шума в прессе смарт-часов iWatch. Кук с релизом не торопится. Стратегия компании, судя по всему, - обеспечить рынок уже опробованными, "стабильными" продуктами, а "революционные новинки" - "допилить" до максимально идеального состояния. Bloomberg со ссылкой на знакомые с ситуацией источники сообщало, что над этим проектом трудится команда почти из 100 специалистов – дизайнеры, маркетологи, инженеры.

Учитывая слухи о других новинках - iPhone 6 с сапфировым стеклом, iPhone с крупным экраном, новые версии планшетников, - часы кажутся наиболее свежим гаджетом. Поэтому опасения Кука понятны: если то, что так давно ожидается и над чем так старательно работают в Apple, не выстрелит, в возможности компании создавать новое серьезно разочаруются, а значит, вероятно болезненное падение с IT-Олимпа.

Кроме того, не одни "яблочники" смекнули, что носимая электроника может стать новым технологическим трендом: многие серьезные конкуренты, вроде Sony и Samsung, уже выпустили свои смарт-часы, не говоря уже о множестве более мелких стартапов, которых можно было наблюдать на недавней выставке CES 2014.

Дивиденды Еще одним возможным поводом для недовольства рынка могло быть то, что Apple решила не повышать уровень квартальных дивидендов, несмотря на требования некоторых известных акционеров, в частности миллиардера Карла Айкана, активнее выплачивать деньги.

Ранее стало известно, что Айкан приобрел акции Apple еще на $500 млн, доведя объем своих инвестиций в Apple до $3,6 млрд. Инвестор активно пытается убедить руководство Apple увеличить объем программы по выкупу акций до $150 млрд. "Мы считаем, что Apple оказывает плохую услугу акционерам, не увеличивая объем выкупа акций", - написал в послании инвестор.

За прошедший квартал на выплату дивидендов и выкуп акций было потрачено $7,7 млрд. В совокупности, с момента начала действия соответствующей программы, акционерам было выплачено уже более $43 млрд, из них $28 млрд составили средства на выкуп акций. К 13 февраля Apple выплатит дивиденды из расчета $3,05 на одну акцию.

Оптимизм крепчал Официальные представители Apple настоятельно убеждают инвесторов в том, что все было, есть и будет хорошо. Из обозначенных положительных сторон компания напоминает о солидном показателе по выручке. По сравнению с прошлым кварталом количество проданных iPhone выросло на 51%, а продать больше, по словам финансового директора, помешал дефицит комплектующих. Но эту проблему компания, естественно, обещает решить в самые короткие сроки.

Среди стран самыми быстрорастущими рынками сбыта стали Япония, Китай, Россия, страны Латинской Америки и Ближнего Востока.

Что касается Китая, то, как уже было сказано, Apple огорчила слабыми прогнозами на текущий квартал. Однако в более продолжительной перспективе купертинцы ожидают серьезного увеличения продаж, а пока iPhone в сети China Mobile демонстрирует "невероятный старт". Кроме того, China Mobile реализует iPhone в 16 городах страны, тогда как в конце года этот показатель обещает вырасти до 300 городов.

В компании признали, что продажи Apple в Северной и Южной Америке сократились на 1% до $20,1 млрд, но в Китае они выросли на 29% до $8,84 млрд.

"Мы искренне рады рекордным продажам iPhone и iPad, уверенным результатам линейки продуктов Mac и продолжающемуся росту показателей iTunes, программных продуктов и услуг, — сказал Тим Кук, глава корпорации Apple. — Мы гордимся тем, что у нас самые довольные, лояльные и увлеченные клиенты, и продолжаем инвестировать большое количество средств в будущее, для того чтобы использование наших продуктов приносило еще большее удовольствие, а сервисы становились только лучше".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Почему Apple

Поделитесь с друзьями: