InvestFuture

Тенге девальвировали “с запасом“

Прочитали: 229

Объявленная Нацбанком Казахстана 19%-я девальвация тенге стала вынужденной мерой на фоне ослабления развивающихся валют и перекоса платежного баланса. Однако предпринятое “с запасом” ослабление национальной валюты чревато неустойчивостью банковской системы.

Объявленное во вторник решение Национального банка Казахстана о повышении уровня поддержки обменного курса тенге до 185 тенге за доллар США (при официальном курсе в 155,5 тенге за $1 накануне, 11 февраля) вызвало неизбежный ажиотаж в стране. К середине дня местные информагентства стали сообщать о массовом закрытии обменных пунктов, при том, что в целом 12 февраля населением было выкуплено до $1 млрд.

В связи с этим некоторые депутаты парламенты уже обвинили руководство Нацбанка в утечке информации о готовящейся девальвации и потребовали провести расследование. Глава Нацбанка Григорий Александрович выразил готовность к прояснению соответствующих обстоятельств, но вероятность утечки отверг.

Как разъяснил регулятор, решение о девальвации было обусловлено, в частности, усилившимся в результате сокращения программы количественного смягчения в США перетоком капитала с развивающихся рынков на развитые, при том, что также возросла неопределенность относительно обменного курса российского рубля и ухудшилось состояние платежного баланса из-за роста импорта, в первую очередь потребительских товаров.

Это также поспособствовало формированию высоких девальвационных ожиданий и активизации спекулятивных операций. Для стабилизации ситуации на валютном рынке, поддержания внешнеторгового баланса и восстановления конкурентоспособности отечественных производителей и было предпринято удешевление тенге.

Данную меру директор дивизиона Corum Undeground Ильдар Салеев назвал вынужденной и закономерной. Сегодня, подчеркнул он, на мировых финансовых рынках наблюдается общее усиление волатильности вследствие глобального оттока капитала из развивающих стран. В условиях усиления давления на местные валюты регуляторам все труднее сдерживать курс, поскольку в стабилизационной “топке” сжигаются сотни миллионов долларов. А потому в ход идут девальвационные инструменты. Причем не только в Казахстане: в России и на Украине также недавно заявили о переходе к гибкому курсу местных валют. Впрочем, на нынешнем этапе товаропроизводителям страны, входящей в первую полусотню мировых лидеров по экспорту нефти, пшеницы, урана и ферросплавов, девальвация лишь частично поможет компенсировать убытки от падения цен на мировом рынке, считает Салеев.

Девальвация была направлена на сохранения золотовалютных резервов государства и потенциала дальнейшего роста его экономики, подтвердил управляющий филиалом Алматы международного холдинга AsstrA AG Айкын Уркимбаев.

В последнее время, подчеркнул он, казахстанские экспортеры оказались в затруднительном положении, так как их продукция стала неконкурентоспособной. И как ожидается, ослабление тенге позволит улучшить условия торговли для местных производителей нефти, газа, металла, а также пищевых продуктов. Однако их экспорт в значительной мере зависит от уровня мировых цен на товарно-сырьевых рынках и вряд ли сильно вырастет. Но при этом пострадает импорт, достигающий в Казахстане порядка 80%. Поначалу его объемы однозначно упадут, и восполнить эти потери будет нечем. В дальнейшем поставки импортной продукции, конечно, восстановятся, но товары уже будут стоить дороже. От чего пострадает не только бизнес, но и конечный потребитель, констатировал Уркимбаев.

Наряду с прочим, допускает он, может обостриться ситуация и в банковском секторе. Ведь большая часть внешних заимствований идет в долларах или евро, а кредиты для населения - в тенге, в связи с чем, возможно, у банков вырастет доля невозвратов по кредитам. Тогда как у регулятора теперь нет необходимости поддерживать валютный курс, поскольку он заложил девальвационный отскок “с запасом”, резюмировал управляющий филиалом Алматы международного холдинга AsstrA AG.

Удешевление национальной валюты почти на 20% чревато нарушением устойчивости банковской системы, признал старший научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Сергей Пухов. Но при этом, добавил он, угроза новой девальвационной волны, похоже, отпадает. Ведь регулятор, действительно, опустил планку “с запасом“. Так, скажем, в России, являющейся главным торговым партнером Казахстана, по прогнозу“Центра развития“, предполагалось удешевление национальной валюты на сходном уровне в 20%. В январе рубль ослабел на 7% по отношению к доллару, и, в принципе, пространство для дальнейшего его снижения есть, заметил Пухов.

Впрочем, оговорил он, выправить платежный баланс, в том числе во взаимоотношениях с партнерами по Таможенному союзу и СНГ, девальвация поможет. Но рассчитывать на то, что в результате также удастся стимулировать процессы импортозамещения, не приходится: для этого предпринятое ослабление тенге все же оказалось недостаточным. Не следует ожидать и существенного увеличения экспорта, в значительной мере зависящего от внешнего спроса и цен. Тем более что при их повышении в подобных обстоятельствах также возрастает отток капитала. Пока внешняя конъюнктура не слишком благоприятна, и потому прогнозный уровень роста экономики Казахстана на текущий год в 6-7% представляется потолочным, заключил старший научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Ссылки по теме Казахстан девальвировал тенге

По данным Нацбанка, в прошлом году ВВП Казахстана в реальном выражении увеличился на 6%, тогда как инфляция достигла исторического минимума в 4,8%. Но с учетом вышесказанного в ближайшее время риски повышения инфляционной планки - на фоне резкого ослабления тенге - возрастают. К слову, среди ключевых причин девальвации регулятор также упомянул необходимость перехода на инфляционное таргетирование в среднесрочной перспективе с целью создания базовых предпосылок для снижения инфляции до 3-4%, подразумевающего отказ от жесткого регулирования обменного курса.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Тенге девальвировали “с

Поделитесь с друзьями: