InvestFuture

Что выберет ЕС? Украина или "Южный поток"

Прочитали: 229

В условиях сохраняющейся напряженности на Украине власти европейских стран не могут не волноваться об обеспечении своей энергобезопасности. В такой ситуации ЕС может активнее поддерживать дальнейшее развитие "Южного потока".

Сейчас через территорию Украины проходит 33% от всего объема европейского импорта и 15,47% от общего объема потребления. Проблема в том, что газотранспортная системы страны требует серьезной модернизации.

Пока Россия и ЕС не намерены напрямую участвовать в модернизации, поэтому Украине придется рассчитывать исключительно на собственные силы.

Существует опасность, что при дальнейшей эксплуатации ГТС Украины ее износ достигнет критических значений, а значит, начнутся перебои с поставками. Это не выгодно ни поставщику, то есть российской стороне, ни потребителям в ЕС.

"Газпром" старается сократить риски, снижая долю поставок через Украину, но в прошлом году показатель составил 48% от объема экспорта, а это более 73 млрд куб. м газа.

Конечно, частично компенсировать вероятные потери можно за счет других газопроводов, таких как "Северный поток", "Голубой поток" и "Ямал-Европа", но их мощности явно не хватит для этого.

В 2011 г. была озвучена информация о начале модернизации, расходы на которую составят $5,3 млрд в течение 5-7 лет. Но украинская казна практически пуста, а шансов на значительное улучшение ситуации крайне мало. Даже после стабилизации экономической ситуации долгие годы правительство будет большую часть свободных средств направлять на необходимые расходы и обслуживание госдолга, который сейчас составляет немногим более 40% ВВП, но, скорее всего, продолжит расти.

Но доходы от транзита газа не слишком большие. В 2014 г. власти Украины планируют получить за счет транзита газа 1,53 млрд гривен ($173,12 млн), а доля этих доходов в общем объеме доходов составляет всего 0,3%. То есть только срок окупаемости всей модернизации при сохранении текущих условий составит около 30 лет.

Конечно, сами по себе доходы от транзита газа не очень сильно влияют на экономическую ситуацию на Украине, но если объем транзита упадет до 40-50 млрд куб. м в год, то вся система уже будет нерентабельной. А это значит, что проблемы перейдут уже на внутренний рынок, поэтому властям страны целесообразней в первую очередь модернизировать внутреннюю сеть. При этом она, конечно же, частично связана с экспортными магистралями, поэтому они подвергнутся модернизации, но лишь частичной.

Часть поставок можно увеличить за счет Ливии, Алжира, Катара, Нигерии и других стран-экспортеров, но полностью такой большой объем выбрать за счет них будет невозможно.

Источник: "Газпром"

То есть риски для потребителей в ЕС полностью вряд ли исчезнут. Проблема может быть практически полностью решена за счет реализации проекта "Южный поток". В Европе от газовых проблем Украины сильнее всего могут пострадать Италия, Турция, Франция, Чехия, Словакия и Австрия, а строящийся газопровод как раз должен пройти по территории этих стран или быть весьма близко к ним.

"Южный поток" - проект "Газпрома" по строительству газопровода мощностью 63 млрд куб. м газа в год через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. В конце 2015 г. по "Южному потоку" пойдет первый газ. На полную проектную мощность газопровод планируется вывести уже в 2018 г.

Морской участок "Южного потока" пройдет по дну Черного моря от российского побережья до побережья Болгарии. Протяженность морского участка составит более 930 км, максимальная глубина укладки - более 2 км.

Сухопутный участок газопровода протяженностью 1455 км пройдет по землям Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Италии. От основного маршрута проложат отводы в Хорватию и Республику Сербскую. Не исключено, что он пройдет не через Словению, а через Австрию, хотя это и потребует пересмотра действующих соглашений с Венгрией и Сербией.

"Южный поток" не пользовался популярностью у европейцев ранее, пока президентом Украины был Виктор Янукович, так как ситуация стабилизировалась. Новый газопровод даже назывался бессмысленным, но обострение ситуации увеличивает привлекательность проекта в глазах европейских властей.

Ссылки по теме Украина – самый дорогой бизнес-проект ЕС

"Газпром" сообщил, что работы по строительству газопровода идут в соответствии с планами, то есть пока сроки ввода в эксплуатацию не изменяются. В ближайшие годы Украина вряд ли активно приступит к модернизации ГТС, а с каждым годом риски транспортировки газа традиционным маршрутом увеличиваются. Поэтому ЕС нет смысла полагаться исключительно на газ, поступающий с территории Украины, и сдерживать строительство "Южного потока". Конечно, есть еще политические интересы, которые могут повлиять на сроки, но маловероятно, что европейские политики пожертвуют комфортом своих избирателей.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Что выберет ЕС? Украина

Поделитесь с друзьями: