InvestFuture

Уроки "Шоковой терапии" для Киева. Примеры в истории

Прочитали: 337

В истории современного развития мировой экономики много примеров, как больные экономики “лечили” радикальными реформами. Сегодня, когда на первое место в очереди к международным кредиторам пробилась Украина, данные примеры могут показать, что ее ждет.

Джон Керри пообещал Украине кредит на $1 млрд

США в лице госсекретаря Керри уже пообещали предоставить кредитные гарантии Украины на $1 млрд через МВФ. В ЕС, также судя по заявлениям Керри, рассматривают возможность выделения кредита на $1,5 млрд.

Пока неизвестны условия выделения данных средств. Возможно, Запад пойдет на жест “доброй воли”. Однако тот же глава Госдепа уже заявил, что Украине необходимо провести экономические реформы. Дальнейшие кредиты (дело вряд ли ограничится несколькими миллиардами) будут выделяться под жесткие требования.

Заявления в духе “тотального искоренения коррупции”, “власти народа”, “просто не врать и не воровать” и так далее не представляют собой конкретных экономических программ, выполнение которых требуют международные организации при выдаче заемных средств. Лешек Бальцерович, автор радикального плана реформ в Польше, в сентябре 2013 г. заявлял, что “Украине необходимы последовательные реформы, а не шоковая терапия”.

Украина: выход из кризиса по-европейски

Однако требования со стороны МВФ, которые уже озвучивались и попали в СМИ, в текущих условиях трудно рассматривать как “последовательные реформы”. В текущих условиях для украинской экономики это именно “шоковая терапия”. Бывший министр экономики Украины Богдан Данилишин также прямо заявил, что стране предстоит провести “шоковую терапию”.

Под термином “шоковая терапия” традиционно рассматривается комплекс радикальных экономических реформ, направленный на оздоровление экономики и вывода ее из кризисной ситуации. Сам термин официально появился с подачи экономиста Джеффри Сакса, профессора экономики Гарвардского университета, который развил идеи Милтона Фридмана, основоположника доктрины “неолиберализма”. Впервые термин “шоковая терапия” был применен в отношении Чили, однако до этого схожие меры уже использовались в Западной Германии в 1947 – 1948 гг.

Чили 1974 – 1975 Военная диктатура, репрессии, стабильные макроэкономические показатели

“Шоковая терапия” в Чили, как и большинство “шоковых” экспериментов, получила неоднозначную оценку в истории. C одной стороны, диктаторский режим Аугусто Пиночета физически уничтожил тысячи несогласных с ним людей. Экономика страны была отдана в руки “Чикагских мальчиков” – группе чилийских экономистов, верных последователей Милтона Фридмана, чьи лекции они слушали в Чикагском университете. Сам Милтон Фридман так охарактеризовал результаты “шоковой терапии” в Чили: “Про политический режим, установленный Пиночетом, я не могу сказать ничего хорошего. Это был ужасный режим. Истинное чудо, произошедшее в Чили, – это не отличные экономические результаты. Истинное чудо в том, что военная хунта сочла возможным пойти против собственных принципов и поддержать режим свободного рынка, построенный людьми, принципиально верящими в свободный рынок. Результаты были блестящие. Инфляция резко упала. После неизбежного при борьбе с сильной инфляцией периода рецессии и падения производства, производство начало расти, и с тех пор чилийская экономика постоянно функционирует лучше, чем в любой другой южноамериканской стране”.

Боливия 1985 – 1990 Победа над гиперинфляцией и экономикой Боливии

Основной целью экономических реформ в Боливии являлась борьба с гиперинфляцией. Темпы инфляции в 1983 – 1985 гг. составляли, по разным оценкам, от 13 000 до 20 000%. До 1984 г. самыми крупными купюрами в стране были банкноты в 1 тыс. песо. В 1985 г. — уже 10 млн песо. Одним из экономических советников правительства Боливии был назначен Джеффри Сакс. Он предложил довольно радикальный проект реформ, на основе которого власти страны впоследствии издали указ D.S. 21060, объединивший в себя 200 законов. Были отменены субсидии на продовольствие, почти полностью отменен контроль цен, цены на нефть были повышены на 300%. За два года инфляция снизилась до 10%. К 1989 г. один из десяти работников был связан с выращиванием коки или производством кокаина: ее культивация приносила в 10 раз больше денег, чем выращивание других видов сельскохозяйственной продукции. На сегодня Боливия остается одной из беднейших стран Латинской Америки.

Польша 1989 Реванш неолиберализма

Польша рассматривается многими как редкий пример успешного применения “шоковой терапии”. Для перехода от плановой к рыночной экономике был разработан так называемый “план Бальцеровича”. Комиссия во главе с министром финансов Лешеком Бальцеровичем, в которую также входили Джордж Сорос, Джеффри Сакс и ряд других известных экономистов, разработала пакет реформ, направленных на либерализацию польской экономики. В списке реформ, в частности, значились упразднение регуляторных мер, ценового контроля, а также субсидий промышленности, которая находилась в государственной собственности. План был одобрен Международным валютным фондом. МВФ предоставил Польше стабилизационный кредит в $1 млрд и резервный кредит в $720 млн. Годовые темпы инфляции снизились с 70% в 1991 г. до 28% в 1995 г. На сегодня Польша является одной из наиболее динамично растущих экономик Восточной Европы.

Россия 1992 – 1998 Квазирыночная младореформация

Реформы 90-х гг. в России, которые проводила команда Егора Гайдара, стали одним из самых спорных и противоречивых этапов применения либеральной экономической идеи на практике. Темпы инфляции снизились с трехзначных – 301,5% в 1991 г. – до двузначных величин только к 1996 г. (21,5%). При этом объем ВВП России начал расти только в 1997 г. Произошло существенное снижение уровня жизни миллионов граждан РФ, начало негативных демографических тенденций. По выражению первого президента России Б. Ельцина, прежнюю экономику "сломали об колено". Сложная макроэкономическая ситуация тесно переплелась с политическими проблемами в стране. Проведенная вместе с реформами приватизация госкомпаний привела к концентрации производственных мощностей в руках "эффективных собственников". Многие эксперты по-прежнему расходятся в оценке либеральных реформ 90-х гг. Во многом благодаря проведенным реформам такие термины, как "либеральная экономика" и "приватизация", по-прежнему носят негативную окраску в восприятии многих граждан РФ.

Украина 2014 – ?







В этот список вполне можно включить такие страны, как Испания, Португалия и Греция. Мировой финансовый кризис с его последующим витком долгового кризиса в Европе заставил данные страны Европы отказаться от прежнего уровня госрасходов.

Между austerity, политикой резкого сокращения госрасходов, и радикальными экономическими реформами, которые традиционно называют “шоковой терапией”, в современном мире очень много схожего: резкий спад в экономике, снижение жизненных стандартов, заметный рост безработицы, в особенности среди молодежи. Феномен “потерянного поколения” в проблемных странах Европы с безработицей среди молодежи выше 50% фактически равнозначен “шоковой терапии” для будущих поколений этих стран.

(От полного сходства с шоком от реформ, который в свое время испытали страны Восточной Европы и Латинской Америки, упомянутые проблемные страны Европы спасает существование ЕЦБ и возможности доступа к заемным средствам на долговом рынке по приемлемым процентным ставкам.)

Трудно сказать, сколько украинцев “не смогут вписаться” в рынок ЕС, куда они так стремятся. Возможно, реформы будут сверхуспешными, и Украина быстро превратится если не во “вторую Францию”, как многие мечтали совсем недавно, то хотя бы во “вторую Польшу”.

Так или иначе, выполнение требований МВФ или аналогичных им со стороны других международных организаций в краткосрочной перспективе неизбежно приведет к спаду экономической активности в украинской экономике, точно так же, как и во всех других странах, которые балансировали на грани дефолта и которым требовались срочные и кардинальные реформы.

На примере многих стран очевидно, что успех “шоковой терапии” в долгосрочной перспективе не гарантирован на 100% и зависит от множества факторов, в том числе от умелого проведения реформ со стороны властей. Политическая ситуация, которая сейчас сложилась на Украине, осложняет проведение подобных реформ.

При этом сокращение госрасходов в социальной сфере неизбежно приведет к снижению популярности тех политиков, под руководством которых данные реформы будут проводиться.

Сергей Вафин

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Уроки  quot;Шоковой

Поделитесь с друзьями: