InvestFuture

Рынок игровых консолей на пороге кризиса

Прочитали: 366

Рынок консолей сжимается, несмотря на неплохие результаты продаж консолей нового поколения. В сравнении с предыдущими годами показатель продаж ниже, что отражается и на издателях видеоигр.

На прошлой неделе Sony сообщила, что продажи новейшей приставки PlayStation 4 превысили 6 млн. Этого результата японской компании удалось добиться менее чем за четыре месяца. Microsoft в январе сообщила, что продала более 3 млн своей приставки Xbox One. Обе топовые консоли были выпущены примерно в одно время, и обе компании жестко конкурировали друг с другом в вопросе цены, качества и функционала выпускаемых девайсов.

Количество проданных консолей - весьма расплывчатый показатель, если не с чем сравнивать. Полной картины производители в отчетах не предоставляют, что уже может говорить о многом. Возможно, свет на вопрос прольет исследование сторонних компаний. Так, в отчете компании NPD говорится, что в сравнении показатели консолей не столь радужные.

В частности, сообщается, что в январе жители США приобрели консолей, аксессуаров и игр (учитываются розничные продажи) на $664 млн. Это на 21% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., когда продажи равнялись $835 млн. С учетом перепроданных игр, подписок и загружаемого контента объем рынка составил $1,05 млрд.

В сегменте консолей отмечен 17%-й рост продаж до $241 млн. Но спрос на игры в денежном выражении сократился на 40%, составив $224 млн.

В 2007 г. в продажу поступило предыдущее поколение приставок. Тогда рейтинг производителей консолей выглядел следующим образом: Wii: 436 тыс. 360: 294 тыс. PS3: 244 тыс. PS2: 299 тыс. NDS: 239 тыс. PSP: 211 тыс. GBA: 179 тыс. GC: 34 тыс.. Сложив суммы, получим почти 2 млн проданных приставок. А вот аналогичные показатели за январь этого года. Некоторые цифры просочились из NPD, поэтому официальными не являются, так как многие производители не раскрывают данных. PS4: 271 тыс. XB1: 141 тыс. 3DS: ~97 тыс. PS3: ~53 тыс. Wii U: ~49 тыс. 360: ~48 тыс. Vita: ~17 тыс. Если сравнить цифры за 2007 и 2014 гг., получаем приблизительно 700 тыс. против 2 млн. Это говорит об очень большом сужении рынка, даже учитывая, что некоторые показатели продаж могут быть занижены.

Спад продаж Wii U не особо удивляет, так как компания уже пару раз отчитывалась о крайне вялых показателях флагманской консоли. Продажи Xbox One выглядят особенно печально по сравнению с предыдущим поколением в лице Xbox 360. Даже PS2 расходилась лучше PS4, если сравнить показатели за одинаковый период цикла продаж.

В СМИ отмечалось, что совокупные продажи во всем игровом секторе (игры+"железо") в январе отметили снижение на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это учитывая долгожданный выход next-gen консолей - в прошлом году таких драйверов продаж не было. Так что, налицо признак не совсем здорового рынка в целом.

Многие вспомнят, что PS4 только в феврале появилась на родном рынке. Но показатели продаж в Японии также не блестящие: по результатам второй недели продаж консоль разошлась количеством 65 685 штук согласно данным японской аналитической компании Media Create. Показатель в разы меньше двухнедельных продаж PS Vita (72 479 штук) и даже Wii U (130 653 штук).

Еще одним моментом, тормозящим развитие отрасли, могут стать возросшие расходы на производство игр.

Даже крупнейшие игровые издатели испытывают проблемы. Крайне успешная игра Bioshock Infinite, получившая множество хвалебных отзывов, продалась тиражом в 4 млн экземпляров, что, однако же, видимо, было недостаточно, чтобы сохранить жизнь Irrational Games. И это лишь один из примеров. С 2006 г. целый ряд издательств прекратил свое существование.

И хотя верно, что рынок сможет в ближайшем будущем вновь оживиться благодаря PS4 и Xbox One, пока ситуация отрасли в целом выглядит не особо обнадеживающей.

Почему рынок консолей сжимается? Причин несколько. Конечно, одной из очевидных является конкуренция со стороны мобильных устройств, которые со временем становятся все мощнее, графика все лучше, а качество и количество контента растет в геометрической прогрессии.

Также немаловажным фактором является сражение за свободное время. С 2007 г., когда начался бум смартфоно-планшетной индустрии, социальные сети и мессенджеры стали крайне популярным и доступным занятием.

У мобильных устройств более быстрый цикл обновления. Иными словами, каждые полгода, максимум - год, выходят обновленные смартфоны и планшеты с более мощной начинкой и теперь уже 64-битными процессорами. Конкурирующая с консолями и смартфонами компьютерная отрасль также в данном аспекте более привлекательна.

Несмотря на то что рынок ПК уже который квартал подряд продолжает сжиматься, топовые решения для геймеров остаются востребованы. Так, производитель графических чипов Nvidia сообщала, что в прошлом квартале заработала $947 млн, что на 14% больше, чем год назад. В компании отмечают спрос на высокопроизводительные системы для геймеров: реализация семейства GeForce GTX поднялась на 50%. Дешевые продукты, ориентированные на обычные домашние ПК, демонстрируют спад спроса, собственно, как и отрасль в целом.

Персональные компьютеры в сравнении с консолями - более мощные. Кроме того, "апгрейд" железа у ПК происходит чаще, быстрее и проще, нежели у приставок. Поэтому неудивительно, что многие "харкорные" геймеры предпочитают приобрести мощный компьютер взамен PS4 или Xbox. Собеседник издания TechCrunch комментирует ситуацию, говоря, что "недавно вышедшие консоли стали первым поколением приставок, использующим технологии, которые уже устарели. Графические системы двухлетней давности более производительны, нежели то "железо", что установлено в приставках. Даже бюджетные графические ускорители за $150 более производительны, а топовые графические решения превосходят консоли раза в три. И это в новом поколении, которое продержится еще минимум лет 5".

Экосистема консолей - также предмет для беспокойства. Если нет игр, то зачем покупать приставку? Дни, когда игры поражали разнообразием и количеством, прошли. Из-за возросших трат на производство разработку игр могут себе позволить лишь крупные компании, которые предпочитают выпускать лишь крупные блокбастеры. Причем периодичность, естественно, снижается, а чтобы не рисковать, издатели частенько решают выпускать продолжения/приквелы/перезапуски уже существующих игровых серий, редко принимая решение запускать новые.

Недавние вести об одной из ведущих студий Sony, калифорнийской Santa Monica, также вызывают опасения. Недавно компания подтвердила, что уволила определенное количество специалистов вследствие"«перераспределения ресурсов" и "изменения приоритетов" и, по слухам, приостановила разработку неанонсированного проекта. Увольнения неофициально связываются с неудовлетворительными продажами последнего крупного проекта студии, God of War: Ascension: в прошлом апреле аналитическая компания The Cowen Group сообщала, что за первый месяц в США игру купило всего 360 тыс. геймеров, тогда как God of War 3 за то же время преодолела миллионную отметку.

31 марта ветеран подразделения Sony, отвечавший в том числе за PlayStation, Джек Треттон покинет пост исполнительного директор и президента американского подразделения компании. Треттон занимал пост главы Sony Computer Entertainment America с ноября 2006 г. Он также проводил все конференции Sony на E3 в период 2007-2013 гг.

Продолжая череду сокращений и увольнений, Эми Хеннинг, являющаяся бессменным сценаристом игрового сериала Uncharted, а также занимавшая кресло творческого директора Naughty Dog, покинула стены студии. Именно Эми взяла на себя роль главы команды разработчиков новой части Uncharted для PlayStation 4.

Сокращения произошли в стане Eidos Montreal сразу после завершения разработки приключенческого экшена Thief, который недавно поступил в продажу. В общей сложности своих рабочих мест лишились 27 человек.

Вопрос, которым задаются аналитики: можно каким-то образом остановить нынешнее сокращение рынка консолей и спад - лишь временный прогиб, который вскоре будет преодолен, или же мы стоим на пороге глубокого кризиса игровой отрасли?

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Рынок игровых консолей

Поделитесь с друзьями: