InvestFuture

Силуанов: о пенсиях и инвестициях в Крыму

Прочитали: 334

В России не простоя экономическая ситуация, и перед нами стоит целый ряд серьезных проблем, которые предстоит решать. Крым и Севастополь, это новые регионы, перед которыми, которые невозможно сейчас разочаровать, которые необходимо поддерживать. Сегодня украинские деловые средства массовой информации активно продвигают тезис о том, что после присоединения к России Крым и Севастополь сильно потеряются в уровне жизни жителей этих регионов, сильно сдадут. В качестве главного тезиса, в качестве главного аргумента приводят сравнение цен в Краснодарском крае, например, и в Крыму. Ну, и в силу объективных обстоятельств, в частности более высокого уровня доходов россиян, цены как бы отличаются в сторону повышения.

Что можно на это ответить на сегодняшний день, и будут ли макроэкономические прогнозы, в частности инфляция и прочее, вот в этом году относиться к Крыму, к Севастополю тоже по России в целом? Или как-то отдельно мы будем считать?

Действительно, Крым и Севастополь вливаются в семью наших регионов. Безусловно, два новых субъекта становятся нашими регионами, в которых будет действовать наше Законодательство, наши экономические реалии, наша и социальные выплаты для тех граждан, которые их получают. Поэтому, безусловно, мы сейчас рассматриваем меры, будут приняты меры по повышению мер социальной поддержки граждан, по повышению заработных плат, пенсий, пособий, доведение их до российского уровня. Сделано это будет уже в текущем году. Вы говорите, как же так, как это коснется и уровня цен в Крыму, в Севастополе? Ну, кто бывал в Крыму, тот знает, что в летний сезон уровень цен сопоставим с уровнем цен в Сочи, в Москве. Конечно, это сезонный фактор.

Ну, сразу возникает целый ряд вопросов. Какие суммы потребуются из российского бюджета, вы уже подсчитали?

Знаете, мы сейчас как раз ведем расчеты, определяем темпы приближения мер социальный поддержки граждан и заработных плат к российским. Потому что от этого зависит и объемы средств, которые крымский бюджет, бюджет Севастополя будет направлять своим бюджетникам, и объем, соответственно, финансовой поддержки из Федерального центра бюджетам этих регионов. Деньги у нас есть в бюджете Российской Федерации, есть соответствующий резерв ресурсов. Мы, конечно, его не для этого формировали. Формировали на случай изменения макроэкономической ситуации, на случай изменения внешней конъюнктуры. Но как мы видим, что он нам очень здорово пригодился. Мы его направим, безусловно, в первую очередь на поддержку новых регионов.

Что это за резерв? Это фонд национального благосостояния или какие-то другие ресурсы?

Нет, это средства, которые предусмотрены в расходах федерального бюджета. У нас в расходах бюджета зарезервировано 343 миллиарда рублей, из которых 100 миллиардов рублей будет направлено на поддержку малого бизнеса и решение проблемы дошкольного образования. По сути дела, это указные позиции. И 243 миллиарда рублей до этой цифры, в пределах этой цифры, мы предусматриваем израсходование на поддержку новых регионов Российской Федерации.

Уровень доходов в разных российских регионах тоже дифференцирован, скажем так. Какой регион берется в качестве ориентира для Крыма и Севастополя?

Вы знаете, мы себе сейчас не ставим задачу привязать доходы к какому-то региону. Мы, если говорить о зарплатах бюджетников, то у нас существует принцип о том, что заработная плата врачей или преподавателей высшего образования должны быть в два раза к 2018-му году выше, чем средняя зарплата по экономике. А зарплата сегодня уже учителей в наших регионах составляет уровень заработной платы в экономике субъектов Российской Федерации. Поэтому мы знаем примерно какая, какой уровень зарплат в Крыму и Севастополе, будем ориентироваться на эти параметры. Ну, и соответственно будем мониторить динамику цен и следовать тем правилам, которые есть в субъектах Российской Федерации.

Ну вот то повышение, которое сейчас предсказывают эксперты, повышение зарплаты и пенсии в 2-2,5 раза для жителей Крыма и Севастополя, это справедливые цифры?

Вы знаете, сегодня средний уровень заработной платы около 12 тысяч в Крыму. Пенсии около 5,5 тысяч рублей. Если посмотреть средний уровень пенсий российских пенсионеров, то это около 10-11 тысяч рублей. Поэтому, безусловно, нам придется двигаться в направлении увеличения. Мы должны, конечно, сформировать пенсионные дела пенсионеров, посмотреть их стаж, посмотреть какой объем заработной платы пенсионеры получали в период трудовой деятельности. Исходя из этого сформировать пенсионные права. Но пока это будет осуществлять, это будет осуществляться до конца текущего года, произойдут несколько этапов повышения пенсий и заработных плат пока без учета вот этих расчетов с тем, чтобы жители Крыма, жители Севастополя могли сразу же почувствовать результаты от присоединения.

Вам уже удалось познакомиться с экономикой Крыма и Севастополя и понять, в какой степени эти регионы самодостаточные, в какой степени они могут самостоятельно формировать собственные бюджеты и поддерживать те вливания, которые будет делать Россия? И как долго эти регионы будут оставаться дотационными, или у них есть перспективы стать, например, наоборот, регионами донорами, которых среди российских регионов сейчас пока крайне мало?

Да, сегодня среди российских регионов у нас 11 доноров. Но как нам говорят эксперты, экономика Крыма и Севастополя имеет хорошие перспективы. Что я имею в виду? И бюджет Крыма. Потому что целый ряд крупных компаний, таких как в области добычи углеводородов, компаний, которые занимаются переработкой и перевозкой грузов, порты, другие предприятия, являлись налогоплательщиками, зарегистрированными в Киеве. У нас такое тоже нередко бывает в Российской Федерации. Поэтому мы сейчас ведем переговоры о том, чтобы соответствующие подразделения этих компаний были зарегистрированы как самостоятельные налогоплательщики в Крыму, и платили все налоги в бюджет Крыма и, соответственно, Севастополя. В этой связи мы надеемся, что тот дефицит бюджета, который планировался в текущем году в Крыму и Севастополе, будет частично покрыт новыми поступлениями, новыми доходами. Эта задача не простая. Потому что сейчас как раз налаживаются банковские платежи, банковские расчеты. У нас создано уже и работает казначейство, федеральное казначейство в Крыму. Должна быть сформирована новая бюджетная система, потому что начиная со следующего года, уже с января следующего года, мы должны полностью интегрировать два наших новых субъекта в нашей российской законодательство. Сегодня пока действует еще параллельно и украинская где-то система уплаты налогов, бюджетное законодательство, банковское законодательство. Но постепенно, постепенно идет переход на российские стандарты, на российские принципы. Что касается вашего вопроса, как будут развиваться эти территории, и будут ли они самодостаточными? Мы сейчас полагаем целесообразным предложить целую программу стимулирования экономической активности, рассматриваются вопросы создания особой экономической зоны. Мы полагали бы целесообразным, может быть даже более эффективным, использовать механизм, который с этого года заработает и заработал на Дальнем Востоке для регионов, когда существуют льготы для инвесторов по налогу на прибыль, по налогам на имущество, земельные налоги. Поэтому сейчас готовим целый комплекс мер, которые будут реализованы в рамках федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя. Я не сомневаюсь, что эти меры дадут импульс для развития инфраструктуры, в первую очередь, с тем, чтобы могли развиваться, значит, предприятия, организации, с одной стороны. С другой стороны, отдыхающим в Крыму, да, как Крым это туристическая здравница такая, то и отдыхающим тоже было комфортно и удобно. Лучше сразу почувствовали бы отдыхающие улучшения, которые должны произойти уже в этом году.

Синхронизация налоговых систем, законодательств и финансового сектора, это колоссальная задача и абсолютно новый опыт для России. Такого еще у нас не было. Как сейчас происходит переход с украинской налоговой системы на российскую, то вот сами потребители они видят выгоду в российских налогах? Мы все-таки разные системы, наверно?

Вы знаете, мы считаем, что у нас достаточно эффективная налоговая система. Мы имеем ставки, меньшие ставки по налогам на добавленную стоимость, у нас ниже ставки и налоги на доходы физических лиц, страховые взносы, которые выплачивают налогоплательщики. Также у нас 30% в Украине, а там на Украине от 36 до 46% в зависимости от объема доходов, доходов соответствующих агентов уплаты. Поэтому на наш взгляд, наша налоговая система будет более комфортна для налогоплательщиков. На что мы делаем ставку? Я уже говорил, что мы делаем ставку, в первую очередь, на поддержку граждан, социальную поддержку граждан. Второе, на поддержку инфраструктуры в Крыму и Севастополе, и будем делать все необходимые меры для того, чтобы там развивалась экономическая активность, экономическая деятельность, развивался бизнес, малый бизнес.

Уже давно обсуждается инициатива, она, правда, до сих пор касалась российских предпринимателей, поддержать малый и средний бизнес средствами Фонда национального благосостояния. Может быть сейчас, с появлением еще целого класса большого числа малых, средних предпринимателей эта инициатива станет возможной и получит более реальные перспективы?

Вы знаете, мы пока рассматриваем перечень проектов, которые предлагается включить к финансированию за счет средств Фонда национального благосостояния. Это, в первую очередь, проекты должны быть надежные и возвратные, должны быть доходные, безусловно, окупаемые. Поэтому пока мы намерены поддерживать малый и средний бизнес за счет других инструментов, которые у нас есть. Что касается развития инфраструктуры, то здесь, конечно, нельзя еще не остановиться и на строительстве транспортной переправы, моста, через Керченский пролив. Это серьезная задача, требует существенных ресурсов. По оценкам где-то 50-60 миллиардов рублей. Сейчас ведутся уже проектные изыскания. И наша задача в достаточно сжатые сроки построить транспортное сообщение с полуостровом.

Называлась сумма в 3 миллиарда долларов. Но нужно вспомнить о том, что этот проект рассматривался изначально как российско-украинский, обсуждался он с украинской стороной. Соответственно, строить мы должны были его на паях, а сейчас будет строить самостоятельно. Есть ли на это средства на сегодняшний день, и выбрана ли уже, есть ли понимание того, что там строить – просто мост, автомобильное сообщение, или железную дорогу тоже?

Минтранс как раз над этим вопросом работает, он получил такое поручение от Президента. Поэтому должны быть оценены, соответственно, товары, грузопотоки, должны быть оценены пассажиропотоки по этому мосту. И на основании этого будет принято окончательное решение. Откуда деньги? Деньги мы будем искать в пределах программы, госпрограммы развития транспортной системы. У нас есть предложения по перераспределению приоритетов в этой программе. И не сомневаюсь, мы найдем ресурсы, не увеличивая общие расходы бюджетов в пределах тех средств, которые выделяются на развитие транспорта в Российской Федерации.

Еще раз все-таки вернусь к теме малого, среднего бизнеса. Вы упомянули о том, что необходимо им облегчить доступ к кредитам. Но здесь впрямую стоит вопрос о развитии банковского сектора в Крыму, и как раз о возможностях развития кредитования в этих регионах. Какие там сейчас банки работают, на каких условиях они будут работать, и кто там останется?

Ну, сейчас там, в первую очередь, работают банки, которые и работали до присоединения к Российской Федерации. Сейчас на базе этих банков будет развиваться банковская система. Сейчас уже в систему пришли рубли, начались рублевые расчеты наряду с гривневыми расчетами. Сейчас задача стоит в том, чтобы открыть рублевые счета, в первую очередь, торговым предприятиям, бизнесу, всем хозяйствующим субъектам, которым необходимо, необходима деятельность, необходимо оплата за поставленную продукцию, необходимы выплаты заработных плат, и так далее. У нас сейчас это одна из основных задач – открытие рублевых счетов. Пока мы сейчас ищем варианты, пути этого. Поэтому в ближайшее время, не сомневаюсь, банковская система заработает в полную силу. Основную ставку в первое время мы будем делать на местные банки и не сомневаюсь, что по мере развития, развития банковского сектора туда будут приходить и те банки, которые сегодня работают на территории Российской Федерации, наши ключевые кредитные организации.

Поддержать экономику Крыма и Севастополя необходимо еще и инвестициями. Туда должны прийти инвесторы, называются цифры порядка 5 миллиардов долларов. Это могут прийти российские инвесторы со своими проектами. И на каких условиях они должны прийти, какие условия им необходимо создать здесь? И еще важный вопрос, допуск иностранных инвесторов в Крым. Здесь действительно много разных отраслей, и в том числе, и газодобыча, например. Вот кто здесь будет работать, кто будет осваивать все эти ресурсы и весь этот потенциал?

Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы создать условия для прихода инвесторов, которые придут на российские территории, на новые эти российские территории. Нам необходимо создавать и благоприятные условия для всех. Поэтому, в первую очередь, безусловно, это будут, я думаю, наши крупные корпорации, которые работают в российской, работают в Российской Федерации, на новых территориях будут работать Российской Федерации. Безусловно, мы будем приветствовать приход любых инвестиций, в том числе и иностранных. А инвестировать там, я думаю, есть во что. Это и, мы говорили, это торговые комплексы, это, я имею в виду портовые хозяйства, это сельское хозяйство, это и переработки добыча углеводородов, это туризм, безусловно. Во все эти направления есть куда вкладываться. Я хочу сказать, что наши специалисты, проанализировав ситуацию, подготовили доклад, в котором говорится о том, что инфраструктура нуждается в улучшении. У нас есть новые технология, с которыми мы могли бы прийти, и с которыми могли бы улучшить в целом экономику и привлекательность экономическую Крыма и Севастополя. Поэтому будем работать в этом направлении.

Но и, кстати, транспортную инфраструктуру развивать скорее всего тоже придется на условиях государственного частного партнерства. Какие варианты концессии вы будете здесь рассматривать?

Безусловно, будем развивать и транспортную инфраструктуру здесь, и дорожное строительство, в первую очередь. Мы сейчас прорабатываем вопрос о авиаперевозках с тем, чтобы доступность, доступность авиаполетов в Крым была лучше, не хуже, а может быть даже лучше, чем в наши южные регионы, с тем, чтобы в первое время стимулировать наших граждан ехать в новые регионы, и сделать для них этот отдых более доступным и более, может быть, экономически.

Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Эвелина Закамская.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Силуанов: о пенсиях и

Поделитесь с друзьями: