InvestFuture

Китай делает неожиданный финт под шум газовых войн

Прочитали: 224

Китай планирует начать работу по созданию нового маршрута транспортировки газа через Центральную Азию в этом году, несмотря на ряд трансграничных конфликтов в регионе, которые угрожают развитию транспортной инфраструктуры и торговли.

Особенно интересны такие действия в условиях возможного начала газовых войн в Европе на фоне обострения ситуации на Украине.

Еще 10 марта Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) объявила о заключении соглашения с национальным дистрибьютором газа в Таджикистане по совместному строительству и управлению новым газопроводом, который пройдет через территорию страны.

Сделка открывает путь для создания четвертой ветки Китайского центрально-азиатского газопровода (CAGP) из Туркменистана, который создается на основе межправительственных соглашений с Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизстаном. Четвертая ветка известна под названием "Линия D".

Центрально-азиатский газопровод Китая Первая нитка, протяженностью 2 тыс. км, начала работать в конце 2009 г., доставляя в Китай газ с газовых месторождений Туркменистана через Узбекистан и Казахстан. В прошлом году через CAGP было поставлено 27 млрд куб. м газа в Китай.
К 2020 г. мощность всех четырех линий достигнет 80 млрд куб. м в год, и это составляет более 40% импорта газа Китая.
Общая длина такого газопровода составляет более 7 тыс. километров, а растущие объемы сделают его не только самым длинным, но и одним из крупнейших.

Основное отличие от предыдущих линий – это то, что "Линия D" обойдет Казахстан. В прошлом же Китай избегал транзита через Киргизию и Таджикистан.

В отличие от Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, которые являются нефтяными экспортерами, эти две страны почти полностью зависят от импорта, и это поднимает вопрос о рисках по транзиту газа.

Китайские власти никак не сообщают о причинах выбора этого маршрута и о гарантиях безопасности поставок через страны, которые пострадали от гражданской войны (Таджикистан) и двух революций с 2005 г. (Киргизия).

По оценкам строительство участка в Киргизии обойдется в $1,5 млрд, завершить проект предполагается в 2016 г. В любом случае новый маршрут, судя по всему, окажется достаточно дорогим.

Одним из возможных вариантов такого маршрута являются опасения Китая, связанные с возможностью газовых диверсии на транзитных линиях Казахстана в зимний сезон 2013 г. Другая причина – необходимость снижения доли использования угля для уменьшения смога в крупных городах.

Но краткое заявление CNPC ставит под сомнение оба этих варианта. Согласно заявлению планы по "Линии D" появились вскоре после соглашения с Туркменистаном о повышении объемов поставок, а оно было заключено в ноябре 2011 г. И это заметно раньше, чем дата предполагаемых диверсий и начала кризиса со смогом.

Судя по всему, включая новые две страны в транзитную систему, Китай также планирует расширить своего региональное присутствие.

Планы Пекина и последнее заявление о сотрудничестве с Таджикистаном являются более чем наглядными на фоне трансграничной напряженности в отношениях с Киргизией, которая может привести к увеличению транзитных рисков.

Причины строительства "Линии D" В начале года между пограничниками Киргизии и Таджикистана произошла перестрелка, в результате которой двусторонняя граница была закрыта в течение более чем двух месяцев. Китайские грузы проходили через эту границу, но все равно существовала угроза срыва поставок. И нормальный объем двусторонней торговли все еще не возобновился.

Решение по трубопроводу CNPC, несмотря на напряженность в регионе, может быть признаком того, что Китай планирует играть главную роль в Центральной Азии, так как со стороны океана развивать свое присутствие не получится, поскольку там сильно влияние США.

Кроме того, диверсифицируя портфель поставок, Китай обезопасит себя от полного прекращения поставок газа. Конечно, вероятность одновременного возникновения проблем существует, но она довольно низка.

Реформа ценообразования в Китае Стоимость нового маршрута может быть существенным фактором, учитывая, что CNPC ранее жаловалась на потери, связанные с необходимостью продажи туркменского газа на внутреннем рынке по фиксированным ценам.

Газовый и трубопроводный бизнес CNPC PetroChina начал становиться прибыльным только в 2013 г., после того как правительство повысило цены в отрасли.

Китай постепенно движется в сторону реформ ценообразования, поскольку "кампания антисмог" набирает обороты. Это подразумевает все большее использование газа, а не угля.

Перспективы соглашения с "Газпромом" Новое решение по маршруту также может говорить о намерениях Китая по заморозке переговоров по контракту на импорт газа из России, хотя других признаков этого нет.

CNPC и российский "Газпром" пытались достичь соглашение по ценообразованию в течение последних восьми лет и неоднократного срыва сроков. Но Пекин до сих пор отказывается платить Москве столько, сколько платят европейские потребители.

Новый проект CAGP может означать, что Китай решил сделать ставку на среднеазиатский газ, а не ждать больше уступок от России.

Тем не менее российская сторона сейчас еще больше заинтересована в заключении соглашения, так как иначе может быть потерян китайский рынок. Если же Китай договорится с Россией, то источники и маршруты импорта будут настолько широко диверсифицированы, что энергетической безопасности практически ничто не может угрожать.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Китай делает неожиданный

Поделитесь с друзьями: