InvestFuture

SEC присмотрит за манипуляторами на долговом рынке

Прочитали: 284

Билл Гросс и Ларри Финк вдвоем руководят фондами облигаций, сумма средств под управлением которых превышает $3 трлн, что больше экономики Германии.

При этом с 2008 г. их фонды показали 100%-й рост доходности, намного обогнав сам рынок, который за это время прибавил 50%.

Некоторые другие крупные фонды облигаций, такие как, например, Bridgewater Associates LP и BlueCrest Capital Management LLP, также успели удвоить свой капитал. Однако наблюдается странная закономерность. Банки с Уолл-стрит сокращают свои вложения в долговые инструменты, о чем свидетельствуют данные Федрезерва.

Такая диспозиция на долговом рынке, когда ограниченное число игроков имеет, по сути, неограниченное влияние, привлекла внимание Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Причем SEC расследует не только возможное использование своего преимущества крупными игроками, но регулятора также интересует, что же будет, когда ралли в пятилетних государственных облигациях закончится. Вопрос этот берется не с потолка: ФРС, судя по всему, готовится к повышению ставки, а это непременно скажется на рынке трежерис.

"Интересно, кто встанет по другую сторону, если распродажа все-таки случится. А риск такого развития событий очень велик", - заявил в интервью агентству Bloomberg Артур Татьевский, стратег Imperial Capital LLC.

Действительно, доминирование ряда крупных фондов на рынке облигаций может стать серьезной проблемой для всех, кто пожелает избавиться от бумаг. Когда ФРС решится на повышение ставок, это вызовет рост стоимости заимствования и облигации начнут терять в цене. Так вот, проблема может заключаться в том, что если крупные фонды начнут продавать свои гигантские объемы, это, во-первых, серьезно повлияет на цены, во-вторых, более мелкие инвесторы будут стараться опередить крупных, что в конечном счете лишь усилит падение.

Кочующая опасность

Банки с Уолл-стрит сокращают свое присутствие на долговом рынке

Пока финансовые регуляторы занимались обеспечением безопасности финансовой системы, опасность перекочевала от так называемых too big to fail банков к огромным по своим масштабам фондам. После кризиса банки поставили в достаточно жесткие условия. Появились различные требования, среди которых и уровень долга, и требования к резервам, и многое другое. В связи с более жесткими условиями банки сократили объем средств, который они использовали в торговле, а значит и сократили свое присутствие на долговом рынке в том числе. Сокращение присутствия банков на рынке в свою очередь делает его более уязвимым перед действиями крупных фондов.

ФРС уже более чем 5 лет держит ставки на нулевом уровне. За это время рынок корпоративных облигаций показал небывалый рост и достиг рекордных за всю историю отметок. На этом фоне крупнейшие управляющие заработали уйму денег и стали еще более крупными игроками.

Так, PIMCO, Vanguard Group Inc. и Fidelity Investments на троих держат 39% всех облигаций, принадлежащих взаимным фондам. В 1997 г. эта цифра была заметно меньше - 18%. На долю 205 самых мелких игроков приходится всего 0,1%.

Бондовые олигархи

У PIMCO в последнее время наметились проблемы

Некоторые эксперты считают, что когда речь заходит о долговом рынке, можно смело говорить об олигархии. Для крупных игроков это и хорошо, и плохо. С одной стороны, здорово, когда есть контроль над рынком, с другой стороны - на фоне ожиданий ужесточения монетарной политики Федрезерва рынок выглядит слабо, и существует риск распродаж.

Тем временем BlackRock успела сделать заявление, что размер инвестиционной компании еще не означает, что она несет риск для всей системы.

"Для определения системной значимости компании стоит обратить внимание не на размер, а на уровень заемных средств", - говорится в письме BlackRock в Совет по финансовой стабильности от 4 апреля. В компании также заявили, что в своих фондах они прибегают к торговле на заемные средства в крайне редких случаях, а размер левериджа невелик.

Помимо этого SEC изучает еще и пути, по которым крупные игроки извлекают для себя выгоду на рынке. До сих пор на рынке облигаций сделки проводятся точно так же, как и 10 лет назад: по телефону или с помощью электронных писем. Брокеры находят среди своих клиентов двух контрагентов и выставляют их встречные заявки.

Часто крупные дилеры дают инвесторам лучшие цены в обмен на полное сотрудничество по всем услугам. SEC как раз и разбирается, имеет ли место манипулирование рынком и насколько серьезно мелкие игроки страдают от сговора крупных участников, пишет Bloomberg со ссылкой на свои источники, пожелавшие остаться анонимными, так как расследование публично объявлено не было.

Крупнейшие фонды

Когда крупные игроки выходят с рынка, это наносит вред обычным инвесторам. Наиболее яркий пример можно найти в прошлом году, когда Бернанке впервые заговорил о сокращении стимулов. За первые 9 месяцев года с фондов облигаций было выведено $61,8 млрд, что привело к потерям инвесторов на сумму $410 млрд на рынке трежерис и рынке корпоративных облигаций. Такие данные представляет Bank of America Merrill Lynch index. Кстати, тот период стал худшим с 1994 г.

ФРБ Нью-Йорка, который отвечает в ФРС за финансовую стабильность, в своем отчете тогда написал, что распродажи были "мощнее, чем в большинстве эпизодов, ранее случавшихся".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
SEC присмотрит за

Поделитесь с друзьями: