InvestFuture

Россия и США: сдерживание "Хартленда"

Прочитали: 374

Резкое охлаждение отношений между Россией и Западом, возвращение к риторике холодной войны и политике “сдерживания” – все это следствия очередного столкновения интересов, которые уже давно сформулированы западными экспертами.

Россия имеет давнюю историю конфронтации с Европой. В свое время Польша, Швеция, Франция, Германия и ряд других европейских стран пробовали “сдерживать” Россию, нападая на нее. После окончания Второй мировой войны, когда очередной европеец, жаждавший славы “покорителя России”, получил по заслугам, инициатива в противостоянии СССР, а впоследствии и России, перешла к США.

Именно американские власти являются сегодня застрельщиком в текущем санкционном давлении на Россию. Европа является лишь инструментом, отношение к которому вполне недвусмысленно выразила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд в телефонном разговоре с послом США на Украине Джеффри Пайетом: “Fuck the EU”.

Новое "сдерживание" России В конце апреля 2014 г. в статье “In Cold War Echo, Obama Strategy Writes Off Putin” издания New York Times одной из первых была описана официальная позиция американских властей по отношению к России.

В статье отмечалось, что во взглядах США в отношении России наблюдается "поразительный поворот". Если в начале своего президентства Обама пытался построить "новое партнерство" с Россией, то теперь вопрос встал о том, насколько отношения с Россией вообще могут быть сохранены. В частности, в статье утверждалось:

“…президент Обама и его команда советников по национальной безопасности США стремятся создать новых долгосрочный подход к России, который бы включал в себя обновленную версию политики сдерживания времен холодной войны… Обама проведет последние 2 с половиной года своего президентского срока в стремлении ограничить влияние президента Путина, заявляют его помощники”.

В начале мая 2014 г. прозвучали еще более открытые высказывания. Александр Вершбоу, бывший посол США в России, а ныне заместитель генерального секретаря НАТО, заявил, что “Россия является врагом и противником НАТО”.

Подобное заявление вряд ли можно считать откровением. Североатлантический альянс всегда задумывался как военная организация, которая направлена против СССР и его правопреемника России. Ключевой момент заключается в том, что Россия рассматривалась как главный вероятный противник и помеха интересам США еще до начала холодной войны.

От "Хартленда" к "Римленду" и базам НАТО Теоретическая база для необходимости сдерживания России стала зарождаться в начале XX века. Одним из ее архитекторов является британский географ Хэлфорд Маккиндер, которого также по праву считают родоначальником геополитики как самостоятельной науки.

Хэлфорд Джон Маккиндер (1861–1847)

В 1904 г. он опубликовал работу под названием “Географическая ось истории” ("The Geographical Pivot of History").

В данной работе Маккиндер ввел термин "Xартленд" (Heartland, буквально "сердцевинная земля"). "Хартлендом" Маккиндер назвал центральную часть Евразии, вокруг которой расположены внутренняя дуга ("Inner Crescent") Европа – Аравия – Индокитай и периферийная дуга ("Outer Crescent") Америка – Африка – Океания.

Маккиндер придавал большое геополитическое значение "Хартленду" из-за огромных запасов природных ресурсов и – что было еще более важным, по его мнению, – из-за его недоступности для любой морской державы. "Хартленд" в понимании Маккиндера является "великой природной крепостью".

"Географическая ось истории":"Просматривая беглым взглядом основные тенденции истории, не видим ли мы воочию нечто постоянное в плане географическом? Разве не является осевым регионом в мировой политике этот обширный район Евразии, недоступный судам, но доступный в древности кочевникам, который ныне должен быть покрыт сетью железных дорог?
Здесь существовали и продолжают существовать условия, многообещающие и тем не менее ограниченные, для мобильности военных и промышленных держав. Россия заменяет Монгольскую империю. Ее давление на Финляндию, Скандинавию, Польшу, Турцию, Персию, Индию и Китай заменило собой исходившие из одного центра набеги степняков. В этом мире она занимает центральное стратегическое положение, которое в Европе принадлежит Германии".

У Маккиндера было много последователей, которые дополняли его идеи, а также вносили в них свои изменения. Среди них стоит отметить Николаса Спикмена. Фактически именно он является отцом концепции "сдерживания" России.

В своих работах "Американская стратегия в мировой политике" (1942) и "География мира" (1944) Спикмен смещает акценты. "Хартленд" по-прежнему обладает огромным значением в мировой политике. Однако при этом Спикмен указывает, что ключевую роль в мировой геополитике и во влиянии на Евразию играет не "Хартленд", а "Римленд" (Rimland) – пояс территорий, который будет ограничивать влияние "сердцевинной земли". Спикмен заявляет, что американская внешняя политика должна быть направлена на контроль этих территорий и усиления в них американского присутствия и влияния.

Практическим следствием данной концепции стало создание военных блоков НАТО, СЕНТО (The Central Treaty Organization, CENTO) и СЕАТО (South-East Asia Treaty Organization, SEATO), которые охватывали почти все пространство "Римленда" и окружали "Хартленд".

Еще одним продолжателем дела Маккиндера и теоретиков идеи сдерживания "Хартленда" является Збигнев Бжезинский, бывший советник по национальной безопасности президента США Картера (1977 – 1981). В его работах, в частности "Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы" (1998), постулируются все те же концепции сдерживания "Хартленда".

Справедливости ради стоит отметить, что у США был всего один чемпион мира по шахматам – эксцентричный Роберт Фишер, которого лишили американского гражданства в 2003 г.

Американские власти изрядно поднаторели в игре "глобальные шахматы" по собственным правилам. Они заключаются не в том, чтобы передвигать шахматные фигуры по доске, а в том, чтобы схватить доску и бить ей своих противников по голове.

Бжезинский, к которому по-прежнему прислушиваются в США и чье мнение публикуют в Wall Street Journal ("Brzezinski's Rx for Keeping Ukraine Independent"), Financial Times ("Russia needs a ‘Finland option’ for Ukraine") и других авторитетных изданиях, сам олицетворяет пример такой игры:

Будучи советником президента США Джимми Картера, Бжезинский принимал непосредственное участие в так называемой "Операции Циклон", одной из самых секретных и продолжительных операций ЦРУ США. Программа заключалась в предоставлении вооружения афганским моджахедам во время Афганской войны (1979 – 1989).

В 1998 г. в своем интервью политическому журналу CounterPunch Бжезинский, в частности, заявил:

"Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают… Секретная операция была отличной идеей. Ее результатом стало заманивание Советского Союза в афганскую ловушку… В день, когда Советский Союз официально пересек границу, я написал президенту Картеру: "Теперь у нас есть шанс дать Советскому Союзу свою Вьетнамскую войну".

Спустя 10 лет, в 2008 г., в интервью журналу The American Interest, американский специалист польского происхождения по игре "в шахматы" отметил:

"Я вовсе не жалею о коллапсе Советского Союза. Одной из причин, по которой он рухнул, было то, что мы сделали в Афганистане. И я бы, не колеблясь, сделал бы это снова".

Какое отношение имеет деятельность Бжезинского и его прошлые заявления к сегодняшней ситуации? Возможно, совершенно никакого. Вполне вероятно, что его высказывания об Украине в книге про шахматы от 1998 г. являются всего лишь "совпадением":

"Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы":"Без Украины Россия перестает быть империей. С Украиной же, подкупленной, а затем подчиненной, Россия автоматически превращается в империю… Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России и на обломках России. Украина для нас – это форпост Запада против восстановления Советского Союза".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Россия и США:

Поделитесь с друзьями: