InvestFuture

Корпорации США в работе над универсальным солдатом

Прочитали: 337

Подразделения Вооруженных сил США, а также государственные агентства, такие как DARPA, продолжают заниматься разработками высокотехнологичной брони, сенсоров, средств связи и других устройств в рамках различных проектов по созданию “солдата будущего”.

Проекты по созданию “солдат будущего” существуют во многих странах мира. Многие из этих разработок являются секретными и, вполне возможно, довольно перспективными. Улучшенные зрение, сила, скорость, реакция, защищенность, огневая мощь, ситуационная осведомленность – так вкратце описываются возможности, которые должны приобрести “солдаты будущего”. Однако в реальности достижения в плане создания бронекостюмов, а также достижения в области биомеханики пока остаются довольно скромными.

Начиная с 1990-х гг. в США разрабатывались несколько программ по созданию экипировки для “солдат будущего”. На первоначальном этапе основное внимание уделялось внедрению солдата в единое цифровое поле. В целом, если попытаться проследить эволюцию различных проектов, которые разрабатывались в США, можно отметить, что данные проекты никогда не доводились до конца в полном виде. Отдельные элементы программ, которые, по мнению военных и разработчиков, оказывались успешными, перетекали в другие проекты под новым названием.

Land Warrior Одна из первых подобным программ. Первоначальные разработки начались в 1994 г. Предполагалось, что программа Land Warrior имеет несколько модификаций. В рамках проекта предполагалась интеграция стрелкового вооружения с высокотехнологичным оборудованием, а также обеспечение связи и командования на уровне солдата.

Солдат в экипировке Land Warrior, Ирак, 2007 г.

Солдат стал рассматриваться как отдельная боевая единица, нежели составная часть более многочисленной группы. Разработки в рамках программы включали в себя интегрированную в шлем подсистему наблюдения: монтируемый на шлем монитор, на котором отображается карта местности. На ствол оружия также крепилась миниатюрная видеокамера, позволявшая через монитор оценивать обстановку, когда оружие высовывалось из-за укрытия.

Финансирование отдельных элементов программы Land Warrior продолжалось вплоть до 2010 г., однако в целом программа была приостановлена в 2009 г. В общей сложности на различные элементы программы, по ряду оценок, было потрачено около $500 млн.

Objective Force Warrior Демонстрация Objective Force Warrior, 2002 г.

Программа начала разрабатываться в 2002 г. параллельно с продолжением работ по Land Warrior. В рамках программы велись разработки индивидуальной брони, переносных батарей, улучшенных средств коммуникации.

Различные сенсоры и прицельные устройства в программе OFW были объединены в шлеме, который должен был обеспечивать изображение в инфракрасном, тепловом и видимом диапазонах.

Для медицинского контроля за состоянием здоровья солдата в экипировку были встроены различные сенсоры. Данные с них предполагалось выводить на визор перед глазами солдата. Финансирование программы было прекращено в 2006 г.

TALOS Демонстрационный вариант костюма TALOS, 2013 г.

Одним из последних примеров подобных программ является TALOS (Tactical Assault Light Operator Suit). TALOS – это, возможно, следующий этап программы OFW, когда помимо цифровых технологий связи продолжается работа над улучшением бронекостюма, но теперь уже с использованием экзоскелета. Впервые программа была представлена в 2013 г. Тогда же в сети появилось и промо-видео программы.

В разработке данной брони участвуют 56 корпораций, 16 государственных агентств, 13 университетов и 10 национальных лабораторий США. Официальными подрядчиками проекта являются, в частности, компании, которые традиционно занимаются военными разработками, такие как Boeing, Lockheed Martin, Raytheon. Кроме того, к программе привлечены "гражданские" компании: Nike, Adidas и Under Armour. По прогнозам финальная версия TALOS будет представлена к августу 2018 г.

Реальность Для трезвой оценки информации, которая существует в открытом доступе, все же стоит понимать, что есть разница между глянцевыми картинками, рекламными проспектами, всевозможными демонстрационными промо-видео и реальностью.

Реальность заключается в том, что один из немногих прорывов в технологиях ведения наземной войны, который уже частично совершен в последние годы и в ближайшей перспективе будет только развиваться, – это система передачи данных, создание цифровой картины поля боя, в которой может быть интегрирован каждый отдельный солдат. Этого не было раньше, и развитие данных технологий вполне реально и осуществимо.

При этом в современной истории человечества пока не было примеров, когда сталкиваются сравнимые по своему технологическому развитию наземные группировки войск и ведется активное радиоэлектронное подавление, которое потенциально может нивелировать преимущества сетецентрического принципа ведения войны на отдельных конкретных участках.

Развитие программ “солдата будущего” в виде реально функционирующей автономной боевой единицы с применением экзоскелета упирается в проблему недостаточной мощности и компактности источников энергии.

Реализация других направлений, в частности в плане динамической брони, интеграции IT-технологий – вплоть до “вживления” в человека различных сенсоров, нейрокомпьютерных интерфейсов и так далее, также пока упирается в предел развития современных технологий.

На сегодня отсутствие реальных прорывных технологий в автономных энергетических элементах, биомеханике и прочих направлениях – это главное препятствие на пути программ создания “солдата будущего”. Не менее важным моментом является также и финансирование.

Это признают сами военные в США. В апреле 2014 г. портал Мilitary.com опубликовал статью "Industry: Iron Man Still Hollywood, Not Reality". По оценкам, приведенным в данном материале, одна только программа TALOS требует “около $1 млрд”. При этом на проект до 2018 г. планируется выделить только $80 млн.

Кроме того, нет гарантий, что существенное увеличение финансирования и без того дорогих программ приведет к реальному прогрессу по данным проектам. Более реальными в ближайшей перспективе выглядят разработка и постепенное внедрение лишь отдельных элементов, которые разрабатываются в рамках различных программ “солдата будущего”.

В этом плане США довольно последовательно отрабатывали отдельные элементы перспективных программ в конфликтах в Ираке и Афганистане. Необходимо также учитывать изменение общей концепции военного участия США в потенциальных конфликтах. Речь идет о продолжении сокращения численности сухопутных войск и, по возможности, полном отказе от использования стратегии boots on the ground, а также ставке на ведение дистанционной войны.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Корпорации США в работе

Поделитесь с друзьями: