InvestFuture

ЕС создал план по снижению зависимости от России

Прочитали: 365

Европейский союз придумал новый план по сокращению своей зависимости от российского газа и по укреплению своей энергетической безопасности. Но для реализации плана потребуется не менее 10 лет, а некоторые пункты стратегии рискуют остаться только на бумаге. При этом европейские власти предупреждают России о необходимости продолжения поставок и соблюдения газовых соглашений.

На фоне кризиса на Украине и роста рисков по прекращению поставок через территорию страны разговоры о необходимости поиска альтернативных источников энергоносителей слышатся все чаще.

Именно ситуация на Украине привела к планам по созданию стратегии энергетической безопасности 28-ми стран Европы, которая будет обсуждаться лидерами ЕС в конце июня.

"Большие геополитические игры приводят к нежелательным последствиям, и это ощущается особенно сильно в области энергетики", - сказал глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу на конференции по энергетической безопасности в Брюсселе, во время которой он изложил предложения по повышению стабильности энергетического рынка Европы.

В основе плана лежит цель по снижению зависимости европейского блока от России, которая поставляет более 30% газа в ЕС, что делает ее самым крупным поставщиком на сегодняшний день.

В краткосрочной перспективе комиссия планирует предпринять шаги для смягчения возможных последствия нарушения поставок этой зимой. Усилия будет сосредоточены на шести странах ЕС, которые на 100% зависят от российского газа, таких как Латвия и Эстония, за счет увеличения запасов газа и улучшения инфраструктуры, такой как дополнительные мощности по хранению газа.

Зависимость стран от российского газа

Страна Доля российского газа
Болгария 100%
Чехия 100%
Эстония 100%
Латвия 100%
Литва 100%
Финляндия 100%
Словакия 96%

Источник: Евростат

Европа с тревогой следит за газовым спором между Киевом и Москвой, так как это может привести к перебоям поставок газа в Европу. Украина должна урегулировать задолженность перед "Газпромом" до конца мая в размере около $3,5 млрд. Если же Украина не погасит долг, поставки в эту страну будут сокращены и это может повлиять на ЕС.

Зимой 2009 г. некоторые европейские страны уже остались без электричества и отопления, и повторения такой ситуации никто не хочет. Но почти все предложения Еврокомиссии в настоящий момент сталкиваются с трудностями.

Увеличение импорта газа из Норвегии и Алжира В долгосрочной перспективе комиссия намерена увеличить импорт газа из Норвегии и Алжира, а в будущем работать над улучшением "газовых связей" в средиземноморских странах, таких как Израиль, Греция и Кипр.

Проблема в том, что стоимость норвежского газа будет расти, так как разрабатывать новые запасы становится все сложнее и дороже, а Великобритания, которая является крупнейшим импортером газа из Норвегии, планирует увеличить объемы поставок до 30%.

Алжир наращивает собственный внутренний спрос, в то время как он также пытается сохранить тесные связи с "Газпромом" для реализации будущих совместных проектов, а объем извлекаемых запасов в стране, судя по всему, достиг максимального уровня.

Весь объем запасов в Алжире составляет около 4 трлн куб. м, что эквивалентно 5-6 годам потребления на Украине или в Турции. То есть эти запасы точно не решат проблемы ЕС со стратегической долгосрочной точки зрения.

Строительство терминалов СПГ Комиссия также предложила строить больше терминалов для сжиженного природного газа вдоль береговой линии Европы, так как это позволит увеличивать поставки из Катара и США. Власти ЕС ожидают, что экспорт из США может начаться уже в 2018 г.

Но последние новости свидетельствуют о том, что американские компании предпочитают продавать СПГ в Азии, а не в Европе. Средняя цена газа для Германии в 2013 г. составляла, по официальным данным, $390 за 1 тыс. куб. м, а для Японии показатель выше почти на $200 и составляет $580 за 1 тыс. куб. м. Кроме этого, в стране нет большой части инфраструктуры, необходимой для транспортировки сжиженного природного газа, а лицензию на экспорт СПГ в Европу пока имеет только 1 терминал из всех.

Катар также наращивает поставки на японском направлении, так как там прибыль ощутимо больше.

Проект "Южный газовый коридор" Также планируется реализовать проект "Южный газовый коридор", который позволит транспортировать газ из Каспийского моря. Проект станет прямым конкурентом "Южного потока".

"Южный коридор" в среднесрочном и долгосрочном периодах действительно может способствовать диверсификации поставок. Газовый интерконнектор между Грецией и Болгарией может быть построен в 2016 г. и позволит болгарским потребителям подключиться к рынку СПГ, а также даст возможность получать газ из Каспийского региона, который будет транспортироваться по Трансадриатическому трубопроводу (ТАР). То есть в случае успешной реализации проекта можно будет рассчитывать, что Болгария, наиболее уязвимая к сокращению поставок "Газпрома" страна, к 2019-2020 гг. окажется в лучшей ситуации. Положение других стран региона улучшится лишь после 2020 г.

Для доставки азербайджанского газа консорциум "Шах Дениз" будет использовать TAP. Но данный проект зависит от темпов строительства будущего Трансанатолийского газопровода (TANAP), а также успешной разработки месторождения "Шах Дениз II". Предполагается, что TAP может быть запущен в 2017 – 2018 гг. Предполагаемая мощность – 10 млрд куб. м в год с возможностью увеличения пропускной способности до 20 млрд куб. м в год.

Цена газа, предоставляемого консорциумом "Шах Дениз" для европейских потребителей, составит $400-$410 за 1 тыс. куб. м, что незначительно дороже цен, зафиксированных в контрактах с "Газпромом".

Интеграция национальных энергетических рынков Для укрепления своей "энергетической обороны" ЕС планирует реформировать энергетическую инфраструктуру, создать дополнительные мощности по транспортировке газа в обе стороны.

Такой шаг был бы способен помочь соединить 28 фрагментированных национальных рынков блока в единый энергетический рынок.

Ранее Польша предлагала создать орган ЕС для координации закупок газа и ведения переговоров по единой цене для почти всех европейских потребителей с российским "Газпромом".

При этом централизованный контроль над ключевыми энергетическими и промышленными активами фактически возвращает регион к 1950 г., когда существовало Европейское объединение угля и стали.

Повышение доли альтернативных источников энергии Европейская комиссия также призывает страны исследовать способы сокращения импорта энергоносителей, повышая использование экологически чистых источников энергии, и новые потенциальные источники, такие как сланцевый газ.

Конечно, некоторые политики вспоминают сланцевую революцию в США и хотели бы повторить ее в Европе, хотя это, как оказалось, практически невозможно. Во-первых, запасы сланцевого газа значительно меньше, чем в США, и добывать дешево его вряд ли получится. В США компании, добывающие газ, освобождены от налогов, а добиться такого в Европе, которая переживает бюджетную консолидацию, будет сложнее.

Во-вторых, разработка сланцевых месторождений связана с сильным негативным влиянием на окружающую среду. При использовании гидроразрыва пласта используется специальная смесь, в которой содержится большое количество химикатов, вода и песок. При добыче эту операцию повторяют до 10 раз в год на одной территории, что неизбежно ведет к загрязнению больших территорий и грунтовых вод. В результате добывать газ таким способом можно только в малозаселенных районах, а их в Европе крайне мало.

Но главной причиной оказалось то, что добывать газ таким способом, например в Польше, экономически нецелесообразно.

Что касается других источников энергии, то здесь европейские страны также столкнулись с проблемами. Во-первых, реформа ведет к росту стоимости электроэнергии. Производителями энергии за счет солнечных и ветряных электростанций гарантируются высокие цены и доступ к электросетям. И такие субсидии очень дороги. Разница между рыночной стоимостью электроэнергии и более высокой фиксированной ценой перекладывается на потребителей, чьи счета за услуги растут в течение многих лет.

Также растут расходы у компаний, что делает их менее конкурентоспособными, чем, например, в США, где стоимость электроэнергии снижается благодаря разработке сланцевых месторождений.

Будущее энергетической стратегии ЕС Хотя большинство из этих идей не новы, они набирают все больше популярности в Европе. Польша, например, настаивает на создании энергетического союза ЕС и предлагает спорный механизм, который позволил бы странам ЕС заключать совместные энергетические контракты с Россией. Европейская комиссия и страны, такие как Великобритания, против этой идеи, так как рыночные силы и улучшение инфраструктуры должны лежать в основе цен на энергоносители.

Предложения Еврокомиссии, которые еще не оформлены окончательно, должны быть одобрены странами-членами ЕС, и этот процесс, скорее всего, будет сопровождаться длительными переговорами.

Существенно изменить энергетический ландшафт Европы – сложная и амбициозная задача, так как некоторые страны, такие как Великобритания, будут против энергетического союза, поскольку это предполагает более широкие полномочия для ЕС. Также европейские власти признают, что этот процесс займет до 10 лет, прежде чем все планы удастся реализовать.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
ЕС создал план по

Поделитесь с друзьями: