InvestFuture

Зеркало рынка: альбом футбольных наклеек

Прочитали: 522

До Мундиаля-2014 в Бразилии еще почти две недели, но дети во всем мире (а также угрожающе большое число взрослых) спешат заполнить популярный альбом наклеек Panini Brazil 2014.

Итальянская компания Panini выпускает официальную коллекцию лицензированных стикеров о футбольных чемпионатах с 1970 г.; для нынешнего альбома необходимо собрать 640 наклеек.

Рынок спортивных наклеек интересен не только детям, но (как бы это не казалось странным) и для макроэкономистов. Необходимость заполнить каждую ячейку стикером – это пример вероятности, важность статистической проверки, закон спроса и предложения, а также вопрос ликвидности.

Когда вы начинаете альбом, ваша первая наклейка (они продаются в пакете по пять штук) имеет вероятность 640/640. По мере того как вы заполняете каждую ячейку, шанс купить упаковку и найти в ней необходимый стикер уменьшается.

Согласно подсчетам математиков Женевского университета Селвейна Сарди и Ивана Веленика, для того чтобы полностью заполнить альбом Panini, необходимо в среднем купить 989 пакетиков наклеек. И это в том случае, если на рынке не будет перебоя. В апреле в Бразилии со склада было похищено 300 тыс. упаковок, что вызвало настоящую панику: коллекционеры боялись, что у Panini возникнет дефицит со стикерами, пишет британский журнал The Economist.

Но эта формула сработает, если на рынке отсутствует мошенничество. Компания Panini утверждает, что печатает одинаковое количество каждой наклейки, потом наугад сортирует их в пакеты и отправляют в разные страны мира, хотя коллекционеру могут попадаться одинаковые стикеры.

В 2010 г. газета Messrs Sardy и математик Веленик решили взять на себя функции неофициального “регулятора”, проверяя распределение по торговым точкам наклеек для альбома (тогда в нем было 660 стикеров) в Швейцарии. В образце из 6 тыс. наклеек они ожидали обнаружить каждую наклейку в среднем 9,09 раз (6000/660). Возможно, скептики удивиться, но теоретическая цифра оказалась близка фактическому количеству одинаковых наклеек.

Подобную статистическую проверку часто используют для определения фактов картельного сговора или действий, мешающих свободной конкуренции на реальном рынке.

Даже зная, что на рынке все честно, неэффективно (и дорого для родителей) покупать упаковку за упаковкой ради одной необходимой наклейки. Рынок, где коллекционеры могут обмениваться стикерами, - возможный ответ покупке наугад.

Игровая площадка во дворе - своеобразная форма этого рынка; именно там ребенок познает закон спроса и предложения, особенно если у него есть наклейка, которую очень многие хотят. Ярмарка наклеек - другая форма рынка. Но на любом рынке всегда важна ликвидность. Чем больше людей предлагает наклейки, тем выше шанс найти ту, которая вам нужна.

Согласно подсчетам газеты Messrs Sardy и математика Веленика, если группа из десяти человек будет обмениваться наклейками и воспользуется предложением Panini заказать последние 50 недостающих стикеров, то для заполнения 10 альбомов потребуется 1 435 пакетиков.

Если воспользоваться интернет-форумом, где потенциально неограниченное число людей готовых обмениваться, то потребуется купить еще меньшее количество пакетиков. Идея создания максимально эффективного рынка может напугать Panini, так как в этом случае компания продаст намного меньше наклеек.

К счастью для итальянцев, поведение людей на любом рынке нерационально и хаотично.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Зеркало рынка: альбом

Поделитесь с друзьями: