Политическая картина Европы стремительно меняется. Избирателям предложили четкий поляризованный выбор между дальнейшей интеграцией и отказом от ЕС, и рано или поздно граждане ЕС будут выбирать последнее.
Ответом на такой выбор могут быть радикальные реформы, но многие чиновники в Европарламенте не усвоили урок. Они утверждают, что имеют полное право свободно назначить следующего главу Европейской комиссии – исполнительного органа ЕС.
Но многие лидеры стран с этим не согласны, справедливо утверждая, что это, в целом, не соответствует договорам ЕС.
Битва между двумя конкурирующими концепциями чрезвычайно важна. Если одна сосредоточена вокруг идеи единого рынка с национальными парламентариями в качества конечной точки демократии, то другая предполагает еще более "тесный" союз с Брюсселем и Европарламентом во главе.
Назначение главы комиссии депутатами Европарламента не предполагает улучшение демократических процессов в регионе, отмечают авторы Open Europe. При этом Европе не хватает политического пространства, а ни одна из главных политических партий Великобритании не поддержала основных кандидатов в Европарламент.
Пока депутаты парламента не могут говорить о том, что у них больше легитимности, чем у избранных национальных лидеров. Для примера можно взять явку на выбора: на национальных выборах она составляет в среднем 70%, а на европейских – 43%.
И, как бы подливая масла в огонь, депутаты парламента выдвинули человека, являющегося практически символов европейских традиционалистов старой закалки – Жана-Клода Юнкера. В течение 18 лет он был премьер-министром Люксембурга и однажды сказал по поводу спорного Лиссабонского договора: "Конечно будет передача суверенитета. Но разве я не умен, чтобы не привлекать внимание общественности к этому факту?".
Дэвид Кэмерон старается блокировать назначение Юнкера и он может добиться успеха, так как канцлер Германии Ангела Меркель, которая имеет большое влияние, может согласиться предложить ему другой высший пост в ЕС. Но если не Юнкер, то кто? Выбор достаточно большой.
Потенциальным кандидатом является глава МВФ и бывший министр финансов Франции Кристин Лагард. Она нравится многим британцам, но работать с социалистическим правительством Франсуа Олланда будет трудно.
Ирландский премьер-министр Энда Кенни, естественно, весьма близок к Великобритании, но многие могут рассматривать его как марионетку Кэмерона, поэтому его выдвижение может иметь неприятные последствия.
Другой кандидат - бывший премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен – считает, что ЕС без Великобритании просто немыслим. Но его кандидатура вряд ли вызовет всеобщее одобрение.
Выбор в пользу польского премьер-министра Дональда Туска будет еще сложнее, так как его мнение об ограничении миграции не совпадает с позицией Кэмерона.
Альтернативным кандидатом мог быть стать кто-нибудь из политиков стран Балтии, но только в качестве компромисса.
С другой стороны, для Кэмерона может быть предпочтительнее выбрать кого-нибудь из лидеров левоцентристов.
Датский премьер-министр Хелле Торнинг-Шмитт имеет много плюсов в качестве кандидата на пост главы ЕК. Она симпатизирует свободной торговле и является потенциальным союзником в изменении правил ЕС о доступе мигрантов к пособиям.
Ссылки по теме Как объединяются антиевропейцы в Европарламенте 8 выводов, которые сделала пресса после выборов в ЕС Выборы в Европе. Итоги: период полураспада
Бывший премьер-министр Италии Энрико Летта является федералистом (как и большинство итальянских политиков), но он говорил о необходимости изменения европейских договоров, для создания "более гибкой Европы в интересах Великобритании".Экс-глава Паскаль Лами, хотя и относится к французским социалистам, склонен к идеям свободной торговли.
Или же, и это будет по-европейски, главой Еврокомиссии может стать кто-то совсем другой. Но уже сейчас ясно, что тот, кто выйдет на первое место, станет индикатором того, какие изменения сможет реализовать Кэмерон в преддверии референдума в 2017 г. Ставки сейчас огромны.