InvestFuture

Якунин пошел на четвертый срок

Прочитали: 286

Правительство РФ готовится продлить контракт президента "Российских железных дорог" (РЖД) Владимира Якунина на очередные 3 года: впервые главой компании Якунин был назначен летом 2005 г.

ОАО "РЖД", созданное в 2003 г., монополист по железнодорожным перевозкам, часто становится предметом критики: тарифы растут, а качество услуг не поспевает за изменением их стоимости. Компанию упрекают в непрозрачности и призывают ее приватизировать. Но государство не спешит: пригородные и пассажирские перевозки исторически несут социальную нагрузку. Региональные власти против повышения тарифов на пассажироперевозки, которые приносят компании убытки. В соответствии с действующими соглашениями федеральные и региональные власти покрывают часть убытков от перевозок компании за счет госбюджетов.

Последний год для РЖД стал не лучшим

Согласно отчетности компании чистая прибыль холдинга "РЖД" по МСФО по итогам 2013 г. резко снизилась до 36,7 млрд руб. (93,7 млрд руб. по итогам 2012 г.). Снижение чистой прибыли обусловлено плохой экономической ситуацией и падением доходности перевозок из-за роста доли низкодоходных грузов в структуре грузооборота ОАО "РЖД" (при росте грузооборота), отмечается в отчетности. Кроме того, на снижение чистой прибыли повлиял рост процентных расходов на 14,6 млрд руб. в связи с увеличением размера финансового долга с 491,9 млрд руб. на 31 декабря 2012 г. до 695,6 млрд руб. на 31 декабря 2013 г., которое было частично компенсировано снижением стоимости заимствований, а также отрицательными курсовыми разницами в размере 14,6 млрд руб. против прибыли от курсовых разниц в 2012 г. в размере 5,2 млрд руб., поясняют в "РЖД".

Выручка холдинга за 2013 г. выросла на 14,4% по сравнению с 2012 г. и составила 1,763 трлн руб. (1,540 трлн руб. в 2012 г.). Основными факторами роста выручки в 2013 г. стали консолидация (отражение в отчетности) результатов логистического оператора GEFCO и увеличение доходов от пассажирских перевозок. Выручка GEFCO по итогам года составила 168,9 млрд руб. и отражена в составе доходов от предоставления логистических услуг, которые по итогам 2013 г. составили 179,2 млрд руб. по сравнению с 8,0 млрд руб. годом ранее. Доходы от пассажирских перевозок увеличились на 7,1% за счет роста пассажиропотока и повышения тарифов. Доходы от грузовых перевозок выросли на 1% по сравнению с 2012 г. на фоне снижения средней доходности перевозок из-за изменения структуры грузов и роста порожних пробегов.

Соотношение чистого долга холдинга к EBITDA на 31 декабря 2013 г. составило 1,74х, что выше, чем аналогичный показатель на 31 декабря 2012 г. (0,93х). Объем капвложений холдинга в 2013 г. составил 566 млрд руб. по сравнению с 578,6 млрд руб. годом ранее.

Дивиденды при Якунине

Стоимость активов компании за первые годы работы - с 2004 по 2005 гг. - выросла с 1,063 трлн до 1,2 трлн руб., чистая прибыль за 2005 г. составила 114,4 млрд руб. против свыше 76 млрд руб. за 2004 г., долгосрочные обязательства выросли с 86,764 млрд до 141,964 млрд руб., краткосрочные – снизились с 198,5 млрд до 188,7 млрд руб.

"РЖД" выплатила дивиденды за первый год работы за 2003 г. в размере 587 млн руб., в 2004 г. - уже 875 млн руб., в 2005 г. – 975 млн руб., в 2006 г. – 1,05 млрд руб. С 2007 г рост дивидендов был не таким очевидным: выплаты снизились до 512,2 млн руб., в 2008 г. государство не получило ни копейки дивидендов, в 2009 г. выплаты выросли до 3,6 млрд руб., в 2010 г. – до 3,985 млрд руб., в 2011 г. – до 4,2 млрд руб., в 2012 г. дивиденды не выплачивались.

История с невыплатой дивидендов могла иметь продолжение. Совет директоров ОАО "РЖД" на заседании 16 июня 2014 г. рекомендовал направить на выплату дивидендов за 2013 г. около 25% чистой прибыли компании, или 185 млн руб. Первоначально компания не хотела выплачивать дивиденды, поскольку правительство не повысило тарифы. Но в силу экономической ситуации в РФ менеджмент "РЖД" решил утвердить выплату за 2013 г. в символическом размере – самые маленькие в своей истории.

Капитализация и приватизация

Чистая прибыль ОАО "РЖД" по РСБУ в последние годы была нестабильной: 13,4 млрд руб. – в 2008 г., 14,4 млрд руб. – в 2009 г., 74,8 млрд руб. – в 2010 г., 16,8 млрд руб. – в 2011 г., 14,1 млрд руб. – в 2012 г., 0,7 млрд руб. - в 2013 г.

Оценить рыночную капитализацию "РЖД" сложно, поскольку акции компании не торгуются на бирже: этот показатель оценивается по величине чистых активов. В 2003 г. стоимость чистых активов составляла 1,6 трлн руб., в 2002 г. - 2,2 трлн руб. Сейчас, согласно отчетности, этот показатель составляет около 3,4 трлн руб.

Осенью 2012 г. Якунин заверил, что капитализация "РЖД" через 5 лет вырастет в несколько раз до $129 млрд – больше, чем капитализация любой российской компании и любой железнодорожной компании в мире.

Поэтому приватизация "РЖД" невыгодна, пояснил Якунин. Государство рассматривает возможность продажи небольшого пакета на первом этапе (до 5%), но эксперты считают, что этого недостаточно и для повышения прозрачности компании, и для привлечения инвестиций.

Уставной капитал ОАО "РЖД" по состоянию на 25 апреля 2014 г. составляет 1,947 трлн руб. и разделен на 1 947 179 187 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая акция. Государству принадлежит 100% акций "РЖД".

Достижения РЖД при Якунине

Из самых заметных технологических достижений "РЖД" при Якунине, которое знакомо многим россиянам, - запуск скоростного поезда "Сапсан" по маршруту Москва – С.-Петербург, а затем и в Нижний Новгород. Затем такой же скоростной маршрут продолжат до Казани с остановками во Владимире и Нижнем Новгороде и из Москвы до Берлина (запуск поезда "Тальго" на направлении Москва – Берлин планируется на декабрь 2015 г.).

Также запущены аэроэкспрессы из аэропортов до ближайших городов - в Москве, Сочи, Туапсе, Казани и других. Похожие поезда "Ласточка" запущены в городах России и по маршрутам до Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Курска, Великого Новгорода и других городов.

Кроме того, появились пассажирские вагоны с кондиционерами, поездка стала комфортней. Таких пассажирских составов не так много в России, но это уже и не редкость. Появились некоторые улучшения и в пригородном сообщении, хотя это делать сложно при их убыточности и замороженных тарифах. Появились первые современные электрички с кондиционерами.

Ведется сборка на Тверском вагоностроительном заводе новых локомотивов и вагонов. Завод в ближайшие годы начнет выпуск отечественных пригородных электричек (уже тестируется прототип), которые в 2 раза дешевле аналогового скоростного поезда "Ласточка", созданного при участии Siemens.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Якунин пошел на

Поделитесь с друзьями: