InvestFuture

Хаос и экстремизм – оружие США на Ближнем Востоке

Прочитали: 376

Война в Сирии, поддержка радикальных суннитских группировок, вторжение боевиков в Ирак в 2014 г. – следствие внешнеполитического курса США на Ближнем Востоке, направленного на поддержку суннитов и сдерживание стран "шиитского полумесяца" во главе с Ираном.

Ближний Восток имеет огромное значение для мировой экономики. Это одновременно и важнейшая нефтяная артерия, и пороховая бочка. Весь мир уже давно следит за геополитическим противостоянием Ирана и Израиля.

Однако при этом конфликт внутри ислама, раскалывающий весь регион, остается за скобками. Между тем именно спор между суннитами и шиитами, борьба за первенство на Ближнем Востоке среди мусульманских стран – именно на этом фоне разворачиваются ближневосточные конфликты последних лет.

По многим оценкам, около 85–87% мусульман мира составляют сунниты, при этом 10-13% составляют шииты. По оценкам консалтинговой компании Pew Research, проведенным в 2009 г. (“Mapping the Global Muslim Population”), большинство шиитов в мире (от 68% до 80%) проживают в четырех странах: Иране, Пакистане, Индии и Ираке. В Ираке проживает до 40% от общего количества шиитов во всем мире.

Саудовская Аравия давно претендует на лидерство на Ближнем Востоке и де-факто является лидером суннитского мира. При этом Иран – де-факто лидер шиитского мира. Сдерживание Ирана и его союзников в регионе – ради этой цели Саудовская Аравия и Израиль готовы сотрудничать, а США готовы поощрять радикальные группировки.

Стоит напомнить, кого поддерживали американские власти в одном из крупнейших военных конфликтов после Второй мировой войны – ирано-иракской войне в 1980 – 1988 гг. Западные СМИ признают, что пока Саддам Хуссейн был выгоден как противовес Ирану, США активно поддерживали его.

Американский журнал Foreign Policy в 2013 г. опубликовал статью "Exclusive: CIA Files Prove America Helped Saddam as He Gassed Iran", в которой открытом текстом отмечается: спецслужбы США знали о планах применения химического оружия со стороны Ирака. Однако американские власти и пальцем не пошевелили, чтобы донести эти сведения до мировой общественности или обсудить их в Совете Безопасности ООН.

После свержения Хуссейна США привели к власти в Ираке шиитов. После долгих лет вражды Ирак пошел на сближение с Ираном. Сформировался так называемый “шиитский полумесяц” (shia crescent) – территория государств от Ирана через Ирак до Ливана, на которой шииты распространили свое влияние.

Впервые этот термин был сформулирован королем Иордании Абдаллой II в 2004 г., когда он предупредил о последствиях прихода шиитов к власти в Ираке. В Саудовской Аравии забили тревогу. Каковы были действия США после этого?

Дальнейшее изменение в стратегии США описал Сеймур Херш, обладатель Пулитцеровской премии и один из лучших американских авторов в жанре журналистского расследования. В 2007 г. в еженедельнике New Yorker была опубликована статья Redirection (“Смена курса”).

Комментарии ведущих американских политиков относительно Сирии и Ирана, планы по поддержке радикальных суннитских группировок, действия в интересах Саудовской Аравии против Ирана – все это описано в статье Херша, вышедшей 7 с лишним лет назад.

Достаточно большая статья разделена на на пять глав: "Изменение стратегии", "Игра принца Бандара", "Джихад в Ливане", "Шейх" и "Информирование конгресса". Особенный интерес в свете событий последний нескольких лет представляет содержание первых двух.

THE REDIRECTION Изменение стратегии В последние несколько месяцев на фоне ухудшения ситуации в Ирак администрация Буша как в рамках официальной дипломатии, так и в своих секретных операциях произвела существенные изменения в своей стратегии на Ближнем Востоке. “Смена курса”, по мнению представителей Белого дома, подталкивает США к открытой конфронтации с Ираном, при этом в отдельных частях региона приводит к обострению межрелигиозных конфликтов между шиитами и суннитами.
С целью подорвать влияние Ирана, который является преимущественно шиитским, администрация Буша фактически пересмотрела свои приоритеты на Ближнем Востоке. В Ливане американские власти сотрудничают с Саудовской Аравией в секретных операциях, которые направлены на ослабление “Хезбаллы”, шиитской организации, которую поддерживает Иран. США также участвуют в секретных операциях, направленных против Ирана и его союзника – Сирии. Побочным эффектом от этих действий является усиление суннитских группировок экстремистского толка, которые продвигают свое агрессивное видение ислама, враждебно настроены по отношению к США и симпатизируют "Аль-Каиде".
Одним из противоречивых аспектов этой стратегии является тот факт, что в Ираке большая часть угроз и военных действий против сил США исходила от суннитских группировок, а не шиитских. Однако с точки зрения Белого дома самым серьезным – и непредвиденным – последствием войны в Ираке стало усиление позиций Ирана.
После революции 1979 г., когда к власти в Иране пришло религиозное духовенство, США разорвали связи с Ираном и стали более активно сотрудничать с суннитскими государствами Ближнего Востока: Саудовской Аравией, Иорданией, Египтом. Ситуация осложнилась после терактов 2001 г. 11 сентября, особенно в плане сотрудничества с Саудовской Аравией. "Аль-Каида" представляет различные течения, которые относятся к суннитам. При этом многие из боевиков группировки имеют гражданство Саудовской Аравии. До вторжения в Ирак в 2003 г. американские власти под влиянием неоконсервативной идеологии полагали, что шиитское правительство в Ираке может обеспечить проамериканский баланс в регионе, где активны суннитские экстремисты, особенно с учетом того, что шииты представляют большинство мусульман в Ираке и долгое время они подвергались гонениям со стороны Саддама Хуссейна. Власти США игнорировали предупреждения со стороны спецслужб о связях между шиитскими лидерами Ирака и Ирана. Однако теперь для Белого дома стало очевидно, что Иран установил тесные связи с шиитским правительством премьер-министра Ирака Нури Аль-Малики.
Новая американская политика в своих общих чертах уже обсуждалась публично. В своем докладе перед Комиссией Сената США по международным отношениям госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что “на Ближнем Востоке складывается новый стратегический альянс”. При этом она отметила, что суннитские государства являются “умеренными центрами” этого союза, а Иран, Сирия и “Хезболла” противостоят им. Райс заявила, что “Иран и Сирия сделали свой выбор и их выбор заключается в дестабилизации ситуации”.
Основная часть смены курса в ближневосточной политике США не подвергается огласке. Секретные операции остаются секретными. При этом их проведение и финансирование зачастую отводятся Саудовской Аравии или осуществляются окольными путями, в обход одобрения Конгресса США. Ключевыми игроками в изменении стратегии являются вице-президент США Дик Чейни, заместитель советника по национальной безопасности Эллиот Абрамс, представитель США в ООН Залмай Халилзад и принц Бандар бин Султан - высокопоставленный чиновник службы внешней разведки Саудовской Аравии.
Изменение курса со стороны США в свою очередь сделало Саудовскую Аравию и Израиль новыми партнерами, в основном из-за того, что обе страны рассматривают Иран как угрозу для своего существования. Новая стратегия, по оценкам советников администрации США с близкими связями в Израиле, является “серьезным, кардинальным сдвигом в американской внешней политике в регионе”. Многие суннитские страны были буквально напуганы подъемом шиитов и с неодобрением смотрели на заигрывания США с умеренными шиитами в Ираке. Американские власти поняли, что они не могут повернуть время вспять и сменить шиитское руководство, однако при этом они решили сдерживать их влияние.
Старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (CFR) Вали Наср считает: “В руководстве США была дискуссия о том, что представляет большую угрозу – Иран или суннитские радикалы. Саудиты и часть президентской администрации уже довольно давно доказывали, что Иран представляет большую грозу, нежели суннитские экстремисты. Для них это победа”.
Однако другие отмечают серьезные риски, с которыми связано изменение стратегии США. Так, Мартин Индик, работавший в администрации Клинтона, а также бывший в своей время послом США в Израиле, отмечает: “На Ближнем Востоке вот-вот разразится холодная война между суннитами и шиитами. Белый дом предпринимает очень серьезный шаг. Его последствия трудно прогнозировать, ситуация может стать еще более запутанной, чем сейчас”.
Игра принца Бандара Попытки американских властей подорвать влияние Ирана на Ближнем Востоке во многом велись с помощью Саудовской Аравии и принца Бандара, одного из руководителей внешней разведки страны. До 2005 г. Бандар в течение 22 лет работал в качестве посла Саудовской Аравии в США и поддерживал тесные и дружеские отношения с президентом Бушем и вице-президентом Диком Чейни. Он и сейчас продолжает активные консультации с американскими властями. В ноябре 2006 г. вице-президент Чейни нанес неожиданный визит в Саудовскую Аравию. На встрече также присутствовал Бандар. Усиление роли шиитов и возможные ответные меры были центральными темами переговоров. Король Абдалла предупредил вице-президента США, что Саудовская Аравия поддержит суннитов в Ираке, после того как США выведут свои войска.
Раскол между шиитами и суннитами произошел довольно давно – в VII веке. Конфликт произошел из-за спора о том, чье учение является истинным наследием пророка Мухаммеда. Сунниты занимали доминирующее положение в Арабском калифате в Средние века и впоследствии в Оттоманской империи. При этом шииты занимали вторые роли. В целом в мире до 90% мусульман являются суннитами. Однако шииты обладают большинством в Иране, Ираке и Бахрейне. Также они являются наиболее многочисленной группой мусульман в Ливане. Их высокая концентрация в нестабильном и богатом нефтью ближневосточном регионе вызывает беспокойство у Запада и у суннитов, которых тревожит возникновение так называемой зоны влияния “шиитского полумесяца”.
При этом Саудовскую Аравию беспокоит то, что усиление Ирана может сместить баланс сил не только в регионе, но и внутри страны. В восточной провинции Саудовской Аравии проживает большое количество шиитов. В данном районе страны много нефтяных месторождений, и религиозные трения также достаточно сильны.
Вали Наср из CFR в разговоре со мной дал такую оценку: “Саудиты обладают большими финансовыми возможностями, у них тесные связи с движением "Братья-мусульмане" и всевозможными салафистскими группировками – экстремистами, которые считают шиитов еретиками. До этого, когда было необходимо оказать противодействие Ирану, Саудовская Аравия уже прибегала к мобилизации самых отъявленных радикалов. Однако проблема с использованием таких групп заключается в том, что если вы даете им волю, потом им уже нельзя скомандовать: "Все, хватит!”
Королевская семья Саудитов в свое время была и спонсором, и мишенью суннитских экстремистов, которые выступают против коррупции и распущенности поведения и нравов множества принцев из семьи. Однако Саудиты продолжают рассчитывать, что пока они оказывают поддержку различным религиозным школам и проводят благотворительные акции, революции в стране не произойдет. В администрации США также вынуждены делать ставку на это.
Эксперт CFR сравнивает текущую ситуацию с периодом появления на свет "Аль-Каиды". В период 1980-х – начала 1990-х гг. власти Саудовской Аравии согласились финансировать войну ЦРУ США в Афганистане против Советского Союза. Сотни молодых людей из Саудовской Аравии отправились в приграничные районы Пакистана, где они создали религиозные школы, тренировочные базы и начали вербовать людей. Сегодня, как и тогда, многие из тех, кто согласился участвовать в этих операциях и которым платила Саудовская Аравия, были салафистами. Среди них был Осама бин Ладен, который стал одним из организаторов "Аль-Каиды" в 1988 г.
Советники в администрации Белого дома рассказали мне, что принц Бандар и другие представители Саудитов заверили власти США, что "они будут внимательно следить за религиозными фанатиками". Общий смысл их заверений сводился к следующему: “Мы создали это движение, и мы можем его контролировать. Для нас важно не то, что салафисты будут взрывать людей. Нам важно, кого именно они будут взрывать – “Хезболлу”, Муктаду Аль-Садра, Иран и Сирию, если она продолжит сотрудничать с "Хезболлой" и Ираном”.
За последний год Саудовская Аравия, Израиль и администрация Буша после серии консультаций пришли к пониманию основных направлений новой стратегии. По данным, которыми я располагаю, в данной стратегии есть четыре основных элемента.
Во-первых, Израиль получит заверения в том, что его безопасность является непререкаемой и что Вашингтон, а также Саудовская Аравия и другие суннитские государства разделяют опасения Израиля по поводу Ирана. Во-вторых, Саудиты будут оказывать давление на исламистское движение “Хамас”, которое получает помощь из Ирана, с тем чтобы снизить свою агрессию против Израиля и начать серьезные переговоры о разделении лидерства в Палестине с более умеренным движением “Фатх”.
Третьим компонентом стратегии будут целенаправленные действия администрации Буша с суннитскими государствами по сдерживанию шиитского влияния в регионе. Четвертым элементом будет предоставление финансовой и другой помощи – с одобрения Вашингтона – со стороны Саудовской Аравии различным группировкам в Сирии, которые ослабят правительство президента Башара Асада. В Израиле полагают, что давление на правительства Асада сделает его более сговорчивым и заставит отказаться от поставки оружия “Хезболле”.

Какие выводы можно сделать в данной ситуации? Один из главных и самых очевидных заключается в том, что Барак Обама, позиционировавший себя на президентских выборах как политика, который принесет "надежду и изменения", по факту продолжил курс администрации Буша: от массового шпионажа за гражданами США до претворения в жизнь плана по противодействию Ирану, Ираку и Сирии.

На сегодняшний день Сирию продолжает разрывать война, которую против правительства Асада ведут боевики различных террористических группировок: "Фронт ан-Нусра" ("Джабхат-ан-Нусра"), "Лива Аль-Ислам", "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар", "Иракское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) и другие представители "сирийской оппозиции".

США подготовили боевиков ИГИЛ, напавших на Ирак?

При этом боевики ИГИЛ, "ручные экстремисты", о которых заверял США принц Бандар, вторглись в Ирак и угрожают сместить правительство Нури Аль-Малики. В ряде СМИ (причем американских) уже высказываются предположения о том, что именно США подготовили боевиков из данной группировки.

Даже если это утверждение не соответствует действительности, статья Сеймура Херша и подобные ей критические оценки поддержки радикальных группировок на Ближнем Востоке со стороны властей США показывают: история повторяется. Американское руководство действует теми же методами, что и в Афганистане.

Збигнев Бзежински, советник президента США Джимми Картера по вопросам внешней политики, не стесняется свой роли в афганской войне. В своих интервью "How Jimmy Carter and I Started the Mujahideen", “I’d Do It Again” он прямо говорит о том, что ЦРУ США подготовило афганских моджахедов. Сам Бзежински отрицает, что его действия привели к созданию "Аль-Каиды".

Однако Хиллари Клинтон, которая занимала пост госсекретаря США, а ныне активно ведет подготовку к президентским выборам в США в 2016 г., уже выступала с довольно ясными заявлениями. В рамках своих официальных выступлений Клинтон признавала: США создали "Аль-Каиду" ("Hillary Clinton : We created Al-Qaeda", также интервью телеканалу Fox News: "Hillary Clinton : We created Al-Qaeda").

Во что выльется поддержка экстремистских группировок на Ближнем Востоке на этот раз? И что скажут американские власти, если финансирование террористов в очередной раз ударит по гражданам США?..

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Хаос и экстремизм –

Поделитесь с друзьями: