InvestFuture

Лихорадочная финансовая интеграция Европы

Прочитали: 299

Процесс интеграции финансовой системы Европейского союза может обнажить значительное количество проблем, с которыми надзорные органы не в состоянии справиться.

Об этом пишет в своем материале профессор Института политических исследований в Париже, бывший глава Лондонской школы экономики Говард Дэвис в своей статье на сайте Project Syndicate.

Проблемы португальского банка Banco Esp?rito Santo, широко освещавшиеся этим летом, напомнили нам о том, что финансовые проблемы еврозоны далеко не разрешены. Без сомнения, проблемы банка были вызваны и специфическими причинами, связанными с выявлением других проблем семейной империи Esp?rito. Но когда банк сообщил об убытке в 3,6 млрд евро ($4,7 млрд) за первое полугодие, в Португалии разразился кризис доверия, особенно нервные инвесторы стали беспокоиться о наличии аналогичных "бомб замедленного действия" в финансовой сфере страны.

На текущий момент внимание всех приковано к проверке качества активов и стресс-тестам Европейского центрального банка (ЕЦБ), результаты которых станут известны в ближайшие два месяца. Отчет о результатах стресс-тестов – это основной элемент "всесторонней оценки" европейских банков, перед тем как ЕЦБ примет формальную ответственность по осуществлению наблюдательных функций над 80% банковской системы еврозоны в ноябре текущего года.

Совершенно естественно, что ЕЦБ стремится получить информацию обо всех возможных опасностях и проблемах, до того как он начнет нести ответственность по наблюдению за банками, чтобы его нельзя было обвинить в них впоследствии. Будем надеяться, что в отсутствие национальных наблюдателей, которые любят приукрашивать финансовую ситуацию в своих странах, результат проверок будет более точным, чем проведенные предварительные стресс-тесты, осуществленные под руководством Европейской банковской администрации (ЕБА).

Эти проверки, в отличие от подобных проверок в США, не показали реальную ситуацию. Несколько банков, успешно и с развевающимися знаменами прошедшие данную проверку, вскоре были вынуждены искать дополнительный капитал. Но создание Европейского банковского союза не единственное важное изменение в регулировании финансовой сферы Европы после кризиса. События 2007–2009 гг. показали, что есть и другие проблемы, которые необходимо урегулировать.

В связи с этим, следуя рекомендациям доклада, подготовленного в 2009 г. бывшим исполнительным директором Международного валютного фонда (МВФ) Жаком де Ларозьером, Еврокомиссия создала три новых панъевропейских администрации, наделив их правом проверки "постоянного выполнения" директив ЕС.

Это решение было принято в последнюю минуту благодаря участию политиков из трех крупнейших экономик Европы: Великобритании, Франции и Германии. Эти страны удалось убедить передать часть своих контрольных функций в центр, но при этом каждая страна будет иметь у себя одну из панъевропейских администраций. Европейская банковская администрация (ЕБА) была создана в Лондоне, Администрация по ценным бумагам и фондовым рынкам (ESMA) расположилась в Париже, а Европейская администрация страхования и трудовых пенсий (EIOPA) разместилась во Франкфурте. В совокупности эти три организации называются Европейские наблюдательные администрации (ЕНА).

Пути создания единых европейских финансовых правил в последние два десятилетия были извилистыми и ухабистыми. На первом этапе этой работы предполагалось, что единый рынок сможет функционировать на основе взаимного признания: каждая страна признает правила других как общий эквивалент своих правил и позволит международному бизнесу работать на этой базе. Но этот принцип оказался несостоятельным, поскольку стандарты и правила очень отличались в различных странах и не давали возможности адекватно работать, и хотя основные правила были одинаковы по всей Европе, в различных местах допускались локальные изменения и дополнения.

Такой подход оказался неэффективным для развития конкуренции, так как страны использовали свои национальные правила для ограничения допуска новых участников рынка. Тогда работа стала направляться на обеспечение максимальной унификации правил, и при этом директивы подробно разъясняли, каким образом местные правила могут применяться на территории ЕС. Эта методика вызвала озабоченность Лондонского Сити, но в конце концов была неохотно принята. После начала мирового финансового кризиса Лондон стал меньше спорить, доказывая свое особое положение, и выступать с требованиями оставить его в покое.

Сегодня, с созданием центральных наблюдательных администраций, ЕС перешел к следующему этапу финансовой интеграции. Однако сейчас сферы ответственности этих администраций очень ограничены. Администрация по ценным бумагам и фондовым рынкам осуществляет прямой контроль рейтинговых агентств, но помимо банковских вопросов повседневное наблюдение ведут национальные органы. Сторонники интеграции в Европейской комиссии не считают проделанную работу положительной и полностью завершенной. Поэтому они поручили провести подробный анализ работы трех Европейских наблюдательных администраций аудиторской фирме Mazars, которая опубликовала свой отчет в начале этого года. Мнение фирмы в целом - пока что хорошо. Европейская комиссия после этого опубликовала свою собственную оценку.

Европейская комиссия вряд ли слишком придирчива в оценке работы созданных ею администраций. В отчете ЕС сказано, что европейские наблюдательные организации "быстро создали хорошо организованные подразделения с целью оказания помощи в восстановлении доверия к финансовому сектору", и участники рынка вполне удовлетворены их работой.

Но авторы отчета Еврокомиссии считают, что необходимо расширить сферу полномочий созданных администраций, совершенствовать всесторонний подход к защите потребителей, а также ограничить влияние национальных органов. ЕНА должны иметь больше прав в выполнении своих требований в интересах ЕС в целом. Их руководители должны иметь более широкие полномочия и возможность действовать по своему усмотрению. ЕНА должны получить дополнительное финансирование, возможно, за счет сборов с финансовых компаний. Необходимо рассмотреть также вопрос размещения ЕНА в одном месте, предположительно, в Брюсселе.

Общее направление работы понятно. Если новый комиссар по внутреннему рынку не займет противоположную позицию по данному вопросу, Европейская комиссия планирует двигаться дальше по пути создания настоящего общеевропейского регулирования. Доклад сейчас направляется в Европарламент. Ожидается, что Европарламент примет решение по усилению европейской интеграции, как он обычно и делает.

Единая администрация или две, или три, работающие вместе, – логичная схема решения для еврозоны, а возможно, и для всего финансового рынка ЕС. Это позволит поднять руководящую роль ЕЦБ. Но поддержит ли сегодня эту линию Лондон?

Как бы там ни было, а правительство Великобритании предпринимает действия в прямо противоположном направлении: уменьшение роли центральных органов и передача власти национальным столицам. Принимая во внимание центральную роль Лондона на финансовых рынках ЕС, можно утверждать, что это связано с будущими неприятностями.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Лихорадочная финансовая

Поделитесь с друзьями: