InvestFuture

Проблема неравенства угрожает демократии в XXI веке

Прочитали: 354

Книга Томаса Пикетти "Капитал в XXI веке" (“Capital in the Twenty-First Century”) вызвала довольно бурное обсуждение в США и других странах с развитой экономикой.

На взгляд лауреата Нобелевской премии Джозефа Стиглица, такая реакция связана с растущим беспокойством по поводу усиливающегося неравенства. Об этом Стиглиц пишет в своем материале, опубликованном на портале Project Syndicate.

Книга Пиккети стала еще одним доказательством в и без того полной "копилке" свидетельств того, что ошеломляющая доля доходов оседает в карманах и без того крайне богатого меньшинства.

Аргументы Пикетти вынуждают заново переваривать фундаментальные вопросы, касающиеся не только экономической теории, но и будущего капитализма. Согласно представленным им данным уровень богатства растет колоссальными темпами, причем в рамках стандартной экономической теории такое изменение должно было бы ограничить доходность капитала и стимулировать рост заработной платы. Однако, как мы видим, доходность капитала не уменьшилась, а вот уровень заработных плат сокращается. Например, в США средняя заработная плата сократилась примерно на 7% в течение последних сорока лет.

Наиболее логичное объяснение этого явления – это несоответствие темпов роста измеряемого богатства и увеличения производственного капитала. И данные подтверждают это: богатство увеличивалось за счет роста цен на недвижимость. До финансового кризиса 2008 г. наличие пузыря на рынке недвижимости во многих странах было очевидным, однако до сих пор цены так и не скорректировались.

Доходы (в тыс. долл.) имущественных групп в США и их изменение (%) в 2010-2013 гг. В то же время увеличение измеряемого финансового благосостояния – это не более чем "переток" неизмеряемого богатства в измеряемое состояние. Например, если банки и другие финансовые компании начинают использовать более эффективные методы получения прибыли, а следовательно, и эксплуатации потребителей, то их прибыль многократно возрастет, что отразится на их капитализации: уровень финансового благосостояния увеличится. Но когда это происходит, то благополучие общества и экономическая эффективность на самом деле падают, даже если официальное измерение благосостояния растет. Мы просто не замечаем соответствующего уменьшения стоимости человеческого капитала, то есть богатства работников.

Кроме того, если банки преуспеют в использовании своего политического влияния, чтобы договориться о своих потерях и сохранить все больше и больше своих неправедных доходов, измеренное богатство финансового сектора будет увеличиваться. Мы не измеряем соответствующее уменьшение богатства налогоплательщиков. Аналогичным образом, если корпорации убедят правительство переплачивать за свою продукцию (как удалось сделать ведущим фармацевтическим компаниям) или получат доступ к общественным ресурсам по ценам ниже рыночных цен (как удалось сделать горнодобывающим компаниям), официальные показатели будут показывать увеличение в финансовом благосостоянии, хотя уменьшение в богатстве простых граждан будет свидетельствовать об обратном.

Распределение богатства между имущественными группами в 1989-2013 гг. То, что мы наблюдаем - стагнация заработной платы и рост неравенства, даже когда богатство увеличивается, – это не то, как работает нормальная рыночная экономика, а то, что я называю "суррогатным капитализмом". Проблема не в том, как рынки должны работать и работают сейчас. Проблема лежит в основе нашей политической системы, которая не смогла обеспечить работу конкурентоспособных рынков и создала нормы и правила, поддерживающие искаженные рынки, на которых корпорации и банки эксплуатируют всех остальных.

Дракенмиллер: ФРС грабит бедных, помогает богатым Доклад: действия ФРС помогли только самым богатым Исследование: США превратились в олигархию ФРС оценила политический и экономический раскол США

Разумеется, рынки не существуют в вакууме: должны быть правила игры, и они устанавливаются с помощью политических процессов. Высокий уровень экономического неравенства в таких странах, как США, и все чаще в тех, которые последовали этой экономической модели, привел также и к политическому неравенству. В такой системе возможности для экономического развития тоже становятся неравными и способствуют сохранению низкого уровня социальной мобильности.

Таким образом, прогноз Пикетти о том, что уровень неравенства в мире продолжит увеличиваться, не отражает законов развития нормальной экономики. Ситуацию могут исправить довольно простые изменения, а именно увеличение налогов на сверхвысокую прибыль и на наследство, увеличение социальных расходов, дающих доступ к образованию, жесткое применение антимонопольного законодательства, реформы в корпоративном секторе – регулирование максимально возможных уровней заработных плат топ-менеджмента, и, наконец, законодательные нормы, ограничивающие возможность банков эксплуатировать остальное общество.

Если общество перейдет на новые - справедливые - правила игры, то быстрые темпы общего экономического роста будут восстановлены. Проблема, стоящая перед нами, касается не капитала в XXI веке. Речь идет о демократии в XXI веке.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Проблема неравенства

Поделитесь с друзьями: