InvestFuture

Почему Tesla Motors хуже Лас-Вегаса?

Прочитали: 260

Гигафабрику Tesla Motors построят в Неваде - штате, который привык играть. Но в этот раз власти действительно пошли ва-банк: они предоставили компании Элона Маска такие преференции и требуют от нее так мало, что эксперты сомневаются в способности штата заработать благодаря гигафабрике хоть что-нибудь.

Что такое гигафабрика? Итак, Элон Маск, глава Tesla Motors, собирается построить в Неваде фабрику по производству аккумуляторов. Она позволит Tesla производить достаточное количество батарей, чтобы довести производство электромобилей до 500 тыс. в год. Таким образом будет удовлетворена потребность рынка, в первую очередь американского, в бюджетных версиях электрических машин. По оценкам Forbes, количество ежегодно производимых на заводе батарей окажется больше всего объема выпуска литий-ионных элементов питания в 2013 г. Большие мощности позволят снизить издержки примерно на 30%. Также аккумуляторы будут применяться в энергетических системах другой компании Элона Маска - SolarCity.

Что хорошего в гигафабрике? Теоретически строительство гигафабрики подразумевает несколько положительных трендов, которые могли бы озолотить Неваду. Экономика штата чувствует себя не очень-то здорово после рецессии и на фоне роста популярности зарубежных игорных зон, например Макао. В то же время экологи не очень-то жалуют Неваду. Мы уже писали об этом в статье "Лас-Вегасу конец?" Лас-Вегас потребляет огромное количество воды, а местное водохранилище практически исчерпало свои запасы. Все проекты спасения города, которые существуют на данный момент, предполагают серьезный удар по экологии.

Если производство будет "зеленым", фабрика Маска сможет уменьшить выбросы в атмосферу вредных веществ не только на территории штата, но и вообще в Америке, и даже в мире. В таком случае даже экологи могут встать на сторону автопроизводителей и властей, выделивших место под строительство гигафабрики, а это редчайший случай. Позитивная публичность обеспечена.

Наконец, гигафабрика обеспечит новые рабочие места, а в будущем возможно и создание высокотехнологического кластера производств, где будут трудоустроены тысячи жителей штата. Разумеется, все это приведет к улучшению экономических показателей: уровень безработицы снизится, налоговые поступления вырастут.

Что в ней плохо? Гигафабрика - это пока лишь "гигапланы", но расплачивается за них Невада реальными деньгами. Tesla Motors требовала для своей стройки общей стоимостью $5 млрд субсидии в размере $500 млн. Штат согласился выделить $1,29 млрд, чтобы победить в тендере. Этот пакет льгот стал крупнейшим в истории Невады и 12 крупнейшим в истории США.

Вместо 6,5 тыс. рабочих мест, которые Tesla Motors должна была создать в обмен на субсидии, договорились о 6 тыс. Более того, компания может нанять еще меньше сотрудников и все равно получит субсидии. Для этого достаточно указать, что партнеры Tesla также приняли на работу определенное количество жителей Невады.

Согласно подсчетам властей в общей сложности производство на гигафабрике в долгосрочной перспективе обеспечит 9,7 тыс. рабочих мест против 22 тыс., о которых говорили изначально.

И наконец самый главный вопрос: выживет ли бизнес Tesla? В Неваде уверены, что за 20 лет совокупный положительный эффект от деятельности гигафабрики принесет $100 млрд. Но это лишь в том случае, если все 500 тыс. аккумуляторов будут ежегодно раскупаться. Многое зависит от успеха бюджетной модели Tesla Model III, которая пока существует лишь на бумаге. Без нее такой объем производства не имеет никакого смысла. Иными словами, Элон Маск получает субсидии под создание батарей неизвестно для чего.

Волатильность акций как намек Накануне акции Tesla Motors Inc. рухнули на 9,1%, после того как аналитик Morgan Stanley поставил под вопрос дальнейший рост капитализации компании. Адам Джонас, аналитик Morgan Stanley, опубликовал доклад, в котором он выразил согласие с исполнительным директором Элоном Маском, что "цена акций немного завышена". В результате в ходе торгов в Нью-Йорке бумаги автопроизводителя подешевели на $25,34 до $253,86.

Ставка "на зеро" Пусть Лас-Вегас и страдает от засухи, популярности китайских игорных кластеров и последствий ипотечного кризиса, здесь все еще есть на что делать ставку. А вот предприятие Элона Маска - пока лишь светлая мечта об огромном количестве новых рабочих мест и притоке денег. По сути, Невада вкладывается в смелый проект, который пока никак себя не оправдал. Многим инвесторам, по крайней мере на начальном этапе, эта ставка будет казаться ошибочной.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Почему Tesla Motors хуже

Поделитесь с друзьями: