InvestFuture

ОПЕК, Россия и США: кто выиграет от падения цен?

Прочитали: 322

Дорогие сланцевые проекты в США, хотя и требуют высокую цену на нефть для своей рентабельности, все же не так сильно влияют на общую картину в стране. Согласно новым исследованиям США смогут выдержать падение цен даже ниже $60 за баррель.

Согласно данным IHS в среднем североамериканские сланцевые проекты нуждаются в минимальной цене нефти на уровне $57 за баррель. Прошлым летом уровень безубыточности составлял $70.

Но такие уровни цен вызывают тревогу среди других крупных производителей нефти, таких как страны ОПЕК и Россия. По сравнению с началом прошлой недели сейчас цены немного восстановились, но $86 за баррель Brent – это явно не тот уровень, на который рассчитывают нефтяные компании и страны-экспортеры.

Изобретательность Америки Morgan Stanley утверждает, что производители смогли добиться увеличения добычи нефти на каждый доллар, потраченный на бурение. В результате затраты снизились почти на $30 за баррель с 2012 г.

Но какие факторы привели к снижению затрат?

Эксперты PacWest Consulting Partners считают, что этого удалось добиться за счет увеличения плотности скважин на отдельных площадках.

Также снижаются сами затраты на бурение. Например, затраты EOG Resources в Пермском бассейне сократились с $6,9 млн в 2011 г. до $5 млн в настоящий момент. В результате денежные потоки ощутимо улучшились.

В 2014 г. в США будет пробурено 18 тыс. скважин с помощью горизонтального бурения, и необходимо будет посмотреть, снизились ли затраты еще сильнее.

Кроме снижения затрат, в США также удается увеличивать добычу углеводородов. По данным EIA, показатель вырос на 300% за последние четыре года.

Тем не менее крупные международные нефтяные компании, в первую очередь американские, вряд ли найдут что-то хорошее в падении цен.

Они уже сейчас не могут поддерживать устойчивые денежные потоки и рост производства в мире, где большая часть легкодоступной нефти уже найдена, а стоимость проектов стремительно растет.

В прошлом году Exxon, Chevron и Shell не смогли увеличить добычу нефти и газа, несмотря на то что в предыдущие пять лет они потратили на инвестиции $500 млрд, а $120 млрд было потрачено в 2013 г.

Под давлением со стороны инвесторов крупнейшие в мире нефтяные компании сейчас вынуждены сокращать капитальные расходы и продавать активы, чтобы повысить денежные потоки.

Именно эйфория от роста добычи в США скрыла реальные проблемы международных нефтяных компаний. Они вынуждены вести разведку в сложных, политически нестабильных и отдаленных регионах, таких как Арктика.

Exxon, например, вложила $40 млрд в разведку в российской Арктике и других подобных регионах в этом году в попытке увеличить производство. И эти расходы были оправданы, так как совместное предприятие с "Роснефтью" открыло доступ к запасам, стоимость которых достигает $900 млрд. Но из-за санкций проект пришлось приостановить.

Добыча крупных международных компаний постоянно падает, несмотря на резкий рост расходов. Объем добычи в 2006 г. достигал 16,1 млн баррелей в сутки, но в 2012 г. показатель упал до 14 млн баррелей, тогда как капитальные расходы увеличились $109 млрд до $262 млрд за тот же период.

В целом эффективность капитальных расходов упала в пять раз с 2000 г. и продолжает сокращаться темпами по 5% ежегодно. В то же время темпы роста расходов опережают темпы роста доходов, рентабельность снижается.

Компании столкнулись с дилеммой. Им необходимо срочно увеличивать свои нефтяные резервы, чтобы дать возможность развиваться бизнесу в будущем, а не просто добывать то, что есть. Также необходимо поддерживать мощные денежные потоки, чтобы успокоить акционеров. Но замещение резервов означает еще больше денег на разведку и разработку новых месторождений, а это оставляет мало денег акционеров.

Выбирая между обеспечением своего будущего и успокоением Уолл-стрит, "большая нефть" выбрала последнее. Под давлением инвестиционных банков и инвесторов по поддержанию высокого уровня дивидендов и капитализации крупные нефтяные компании сделали приоритетом денежные потоки, а не разведку новых месторождений. Например, в январе генеральный директор Shell Питер Возер заявил, что компания перестанет давать инвесторам ориентиры по росту добычи, но сосредоточится на квартальных финансовых результатах.

Другими словами, нефтяные компании совершают медленное самоубийство ради спокойствия акционеров.

И вполне очевидно, что новые данные только усилят эйфорию и приведут к новым хвалебным речам в адрес американской нефтяной промышленности, хотя ситуация далеко не такая радужная, как ее хотел бы видеть Белый дом.

Дилемма ОПЕК и России В самих странах ОПЕК ситуация с необходимой стоимостью нефти различается очень сильно.

Ирану и Нигерии необходимы самые высокие цены, тогда как Кувейт и Катар могут пережить падение.

Есть другие члены ОПЕК, например Венесуэла, которые сильно уязвимы к падению цен.

Некоторое время назад стало известно, что Саудовская Аравия снижает цены на нефть, и другие члены ОПЕК вряд ли были этому рады. Но теперь мы знаем, что они также увеличили производство и пытаются получить европейских и азиатских клиентов, прежде чем другие коллеги по ОПЕК сделают это.

ОПЕК уже 54 года, и, судя по происходящему, срок существования организации подходит к концу. Уже сейчас ясно, что интересы отдельных стран начали отличаться от интересов всей ОПЕК слишком сильно. И эта разница только растет в последние дни.

При этом бюджеты таких стран создаются за счет нефтяных доходов, поэтому им необходим определенный уровень экспорта, обычно весьма высокий, и дорогая нефть. Именно за счет нефтяных доходов правительства таких стран, как Саудовская Аравия, Ирак, Венесуэла и другие, обеспечивают продовольственные субсидии, создают новые опреснительные установки и другие социальные объекты, без которых жизнь почти невозможна.

Если посмотреть на показатели таких стран, то мы увидим, что у Египта и Сирии экспорт активно снижается.

А вот у Саудовской Аравии экспорт почти не меняется в последние годы.

Кроме этого, также сильно различаются затраты на добычу нефти в зависимости от региона по всему миру.

Расходы по различным проектам и регионам на баррель добытой нефти

Нефтяные проекты и регионы Расходы (доллар на баррель добытой нефти)
Арктика 115-122
Бразилия (этанол) 63-69
Центральная и Южная Америка 29-35
Глубоководные шельфовые проекты 54-60
Европа (биодизель) 106-113
Европа (этанол) 98-105
Ближний Восток 10-17
Северное море 46-53
Нефтяные пески 89-96
Бывший СССР (месторождения на суше) 18-25
Россия (месторождения на суше) 15-21
США (этанол) 80-87
США (сланцевая нефть) 70-77
Западная Африка 38-44

Что уязвимость ОПЕК и изобретательность Америки сулят мировому рынку нефти? Некоторые эксперты считают, что цены могут упасть до $70 за баррель, если только ОПЕК не решится все же снизить уровни добычи.

Нефть и экономика России Около половины бюджета России приходится на нефтегазовые доходы, поэтому любое падение цен может иметь свои последствия. В последние годы российская экономика стала более зависимой от экспорта нефти. В 2013 г. ненефтегазовый дефицит бюджета достиг 10,3% ВВП, а это самый высокий уровень за последние три года.

При снижении цен на нефть на $1 Россия теряет $2,1 млрд бюджетных доходов в год. Из-за падения цен в последние месяцы доходы могут сократиться на $30-40 млрд.

Экономика России в этом году, по оценкам МЭР, вырастет на 0,5% и больше. Экономисты, опрошенные Bloomberg, ожидают роста ВВП на уровне 0,4% в 2014 г. и 1% в 2015 г. При этом они отмечают, что Россия сталкивается с рисками начала рецессии.

В начале октября цены на нефть опустили к $92 за баррель. Этот уровень не предполагает экономического кризиса, но для балансировки бюджета необходима стоимость на уровне $105.

Российский бюджет на 2015 г. сверстан из расчета $96 за баррель нефти марки Urals, а прогнозная цена МЭР предполагает уровень в $100.

Тем не менее даже прогнозный уровень цен сейчас предполагает возможность ослабления рубля, сохранения относительно высокого уровня инфляции и потенциальной возможности использования резервных фондов для финансирования бюджета.

В результате, если цены на нефть продолжать снижаться в течение ближайших месяцев, ситуация в экономике может ухудшиться. Банк России не исключает, что включит кризисный сценарий падения цен на нефть в проект денежно-кредитной политики (ДКП).

Он может предполагать падение цен до $60 за баррель и резкое ослабление рубля, что может привести к необходимости дополнительных действий со стороны ЦБ. Регулятор отмечает, что в случае если сформируется долгосрочная тенденция к снижению цен на нефть, замедление роста отечественной экономики будет носить также структурный характер.

Также не стоит забывать, что постепенно Россия снижает свою зависимость от экспорта "черного золота". Так, доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета в 2015 г. составит 51%, а уже к 2017 г. снизится до 49,6%.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
ОПЕК, Россия и США: кто

Поделитесь с друзьями: