InvestFuture

Половина бизнесменов назвали аудит бесполезным

Прочитали: 226

В среднем только 45% высшего руководства и 68% членов советов директоров компаний в разных странах считают, что внутренний аудит приносит значительную пользу для организации. Об этом сообщается в ежегодном исследовании фирмы PwC о внутреннем аудите. В России были получены схожие результаты: пользу во внутреннем аудите видят только 57% респондентов.

Причины этой тенденции могут быть двоякими: внутренний аудит не способен развиваться теми же темпами, что и меняющаяся бизнес-среда, или ему не хватает ресурсов, навыков и возможностей, для того чтобы соответствовать возрастающему уровню ожиданий.

В целом в этом году результаты глобального и российского опросов схожи. Исключением являются следующие области:

• Наиболее серьезными внешними факторами риска в России остаются изменения государственной политики (86%), увеличение сложности нормативно-правового регулирования и системы государственного контроля (79%), в то время как участники глобального исследования к наиболее важным факторам риска относят технологические изменениям и ИТ-риски (58%).

• Основные факторы риска в России, несомненно, влияют на требования к квалификации сотрудников, подчеркивая приоритетное значение знаний и опыта в области эффективного обеспечения нормативно-правового соответствия и отражая при этом возрастающую потребность в высококвалифицированных специалистах в области ИТ, анализа данных и пр.

• Управление рисками в России было оценено как соответствующее среднему уровню (43%), в то время как среди участников глобального опроса 53% респондентов считают процессы управления рисками эффективными и 43% - высокоэффективными. Для России это "слабое звено", причина которого может крыться либо в отсутствии необходимых компетенций, либо в нечетком распределении обязанностей между службой внутреннего аудита и отделом управления рисками.

В этом году впервые внутренние аудиторы были разделены на две категории: те, кто "предоставляют уверенность", и "доверенные консультанты". Внутренний аудитор, "предоставляющий уверенность", выполняет традиционные аудиторские функции в соответствии с узкоспециализированными ожиданиями заинтересованных сторон. "Доверенный консультант" предоставляет услуги в соответствии с повышенными требованиями и ожиданиями и дает рекомендации касательно улучшения бизнеса на стратегическом уровне, он действует на опережение.

Принципиальное различие между этими категориями заключается в более высоком уровне отдачи от деятельности "доверенного консультанта" для организации. По данным глобального опроса, польза, приносимая "доверенными консультантами", воспринимается как более значимая (на 40%) по сравнению с пользой от внутренних аудиторов, "предоставляющих уверенность". По данным опроса российских респондентов, этот показатель составил 30%.

"Доверенные консультанты" выстраивают взаимоотношения и более эффективно сотрудничают с другими "линиями защиты", они привносят новые знания и опыт (например, анализ данных и пр.), успешно доносят информацию о пользе своей работы для организации, предоставляют рекомендации и консультации, участвуют в решении возникающих проблем. Именно поэтому их роль оценивается выше в сравнении с теми, кто "предоставляет уверенность".

В целом результаты опроса показывают, что профессия внутреннего аудитора в России развивается, переходя от традиционной роли "предоставляющего уверенность" к новой роли "доверенного консультанта". Однако такому переходу мешают требования, предъявляемые российским регулятором к профессиональной деятельности аудитора, и нехватка специалистов с необходимыми профессиональными навыками в области бизнес-консультирования.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Половина бизнесменов

Поделитесь с друзьями: