InvestFuture

Налоги: что европейцу хорошо, то японцу смерть

Прочитали: 326

Японский премьер-министр Синдзо Абэ начинает понимать, что поспешишь – людей насмешишь. Пытаясь поднять налог с продаж вдвое до 10 за 18 месяцев, он привел экономику страны к четвертой рецессии с 2008 г.

Кроме того, он пришел к выводу о том, что необходимо отложить второй запланированное повышение налога на октябрь следующего года. Сейчас, когда на горизонте замаячила возможность проведения внеочередных выборов, налог с продаж может остаться на уровне 8% до 2017 года.

Слишком много, слишком быстро Такое увеличение оказалось слишком большим и слишком быстрым, и вероятно, небольшие шаги были бы более разумными. Для сравнения, в Великобритании увеличение налога на 2,5 п. п. в 2011 г. не привело к рецессии.

"В Японии люди привыкли платить невысокий потребительских налог, - говорит Джулиан Джессоп, эксперт аналитической компании Capital Economics. - Психологически это повышение кажется гораздо более серьезным, так как это довольно значительное количество денег".

Вообще, увеличение налога – это беспрецедентная акция в странах ОЭСР, где налоги с продаж впервые были введены в конце 1960-х гг., когда правительства стремились расширить налоговые базы.

В других странах повышение налога с продаж было довольно скромным в относительном выражении. С 2010 г. Испания увеличила налог с 16% до 21% в два захода в течение трех лет. Италия увеличила налог до 22% с 20% в 2011 г., также в два захода.

Увеличение налога в 1979 году Единственное увеличение налога, сопоставимое с японским, - это увеличение НДС правительством Великобритании в 1979 г. до 15% с 8% за один заход. Этот шаг был направлен на сдерживание инфляции, а не на сдерживание финансовых избытков, тем не менее экономика Великобритании скатилась в рецессию.

Япония только в 1989 г. решила ввести 3%-й налог. К 1997 г. увеличение налога до 5% привело к тому, что Рютаро Хасимото, который тогда был премьер-министром, потерял свою должность, так как экономика страны оказалась в очень тяжелом положении.

"Увеличение налогов с продаж – это очень редкое явление в Японии", – говорит Хиденори Суэзава, аналитик финансовых рынков и финансовый аналитик в SMBC Nikko Securities, который является членом консультативной группы при министерстве финансов.

Если бы такие перемены были бы "более частыми, то эффект на экономику был бы намного меньше".

А что в Европе? Суэзава добавляет, что такое влияние на экономику Японии особенно заметно по сравнению с другими странами, так как многие европейские государства поднимали налоги на продажи таких важных товаров, как продукты питания.

Кроме того, европейские потребители рассматривают это с такой точки зрения, что увеличение налогов дает правительствам больше средств, которые выделяются на пенсии. Это означает, что они могут меньше экономить, а не сокращать траты, говорит Суэзава.

В прошлом месяце Международный валютный фонд заявил, что второе запланированное повышение потребительского налога является важным для хороших показателей в области бюджетной дисциплины.

Недавно Великобритания доказала, что повышение налога возможно без негативных эффектов, которые могут привести экономику страны к рецессии. После того как в январе 2011 г. власти увеличили НДС до 20%, потребительские расходы населения снизились в I квартале, остались без изменения во II-м, а количество покупок выросло за оба периода.

Сейчас Абэ будет стремиться к тому, чтобы улаживать ситуацию с увеличением налога, так как он стремится контролировать долг, который, по прогнозам консультантов, вырастет до 264% ВВП к 2030 г. по сравнению с 227% в 2013 г.

Джессоп считает, что Абэ может обнаружить, что избиратели боятся дальнейшего повышения налога, учитывая тот факт, что 10% - это почти половина налоговых ставок в Великобритании, Франции и Германии.

"Стоит подчеркнуть, что даже 10% – это довольно низкая налоговая ставка, так что люди могут опасаться дальнейших повышений", – говорит он.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Налоги: что европейцу

Поделитесь с друзьями: