InvestFuture

Туристам пообещали сезон без потрясений

Прочитали: 362

Бизнес лучше подготовился к рискам и в этом году обещает обойтись без потрясений. Как ожидается, сезон будет отмечен продолжением спада выездного туризма и ростом внутреннего. А въездному туризму, несмотря на удешевление рубля, вновь предрекают год упущенных возможностей.

Турбизнес лучше подготовился к потенциальным рискам текущего сезона, а потому отечественный туристический рынок уже не будет лихорадить так, как в прошлом году, заверила “Вести Экономика“ исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, игроки рынка активно оптимизируют свою деятельность: количество авиарейсов существенно сократилось и уменьшается численность туркомпаний. Турфирмы также сокращают персонал и закрывают свои представительства в регионах, уточнила Ломидзе.

По данным АТОР, из фигурировавших в Едином федеральном реестре 1380 туроператоров за 2014 г. рынок покинула 21 туркомпания. В их числе оказалась и давно работавшая на рынке компания “Нева“. Из-за разразившейся череды банкротств игроков различного калибра отрасль лихорадило весь прошедший год. Общее положение дел усугубилось обострением экономической ситуации из-за резкого ослабления рубля и ухудшением геополитического фона, вследствие военных действий в восточных регионах Украины и санкций Запада против России.

В результате, как сообщил в четверг Росстат, в 2014 г. на отдых за границу выехало на 4% россиян меньше, чем в 2013 г., при общем количестве выездов в 17,6 млн. Правда, число российских туристов в Турции, сохранившей свои лидерские позиции в данном сегменте, увеличилось на 6% до 3,3 млн человек. Второе место занял Египет, который принял 2,6 млн россиян (+ 34%). Третьей в этом перечне оказалась Греция (1,016 млн). Тогда как, в целом, на европейском направлении поток туристов уменьшился в прошлом году на 14%, в сравнении с 2013 г.

Также в 2014 г. снизились показатели въездного туризма - на 4%, по данным Росстата. Туроператоры ожидали большего падения. Как пояснил первый вице-президент АТОР Владимир Канторович, разнобой в оценках, в частности, мог быть обусловлен изменением методики подсчета Росстата, в связи с чем к туристам стали причислять также прибывших в Россию с деловым визитом.

Так или иначе, наибольшее снижение потока Росстат зафиксировал из стран, традиционно “поставлявших” туристов для России. Здесь лидером стала Финляндия: число финских гостей сократилось на 27% до 68,6 тыс. Турпоток из США, занявших третье место в этом рейтинге, уменьшился на 18% и составил 162 тыс. человек. Количество туристов из Германии (второе место) снизилось на 2% до 349,5 тыс. человек. Из Великобритании (5-е место) прибыло на 15% меньше - 134,3 тыс. человек и т.д.

В то же время был отмечен рост на азиатском направлении. Из Китая (1-е место) поток увеличился до 410 тыс - это на 10% больше, чем в 2013 г. А количество туристов из Южной Кореи повысилось на рекордные 58% до 82,5 тыс.

В принципе, рассуждает Канторович, подешевевшие из-за ослабления рубля поездки в Россию могли стать более востребованными, если бы представители отечественных госструктур озадачились формированием более позитивного имиджа своей страны, в отношении которой в европейских СМИ, в связи с геополитическим обострением, сегодня доминирует негативный новостной фон. В подобных обстоятельствах руководители профильных ведомств, по идее, загодя должны были бы отправиться в заинтересованные государства, дабы убедить тамошних жителей в сохранении дружественного настроя россиян и их готовности принять гостей, невзирая на возникшие политические разногласия.

Сходным образом, к примеру, поступили представители египетских властей, которые в последнее, непростое для них, время активно посещают Россию, озвучивая разнообразные привлекательные предложения по сохранению бесплатных виз или переходу на расчеты в рублях. Разумеется, подчеркнул первый вице-президент АТОР, помимо мер рекламно-пропагандистского толка, необходимы и практические шаги, которые помогли бы привлечь зарубежных туристов, способных привезти с собой миллионы долларов и евро. О том, какие решения, в этой связи, важно было бы предпринять, также могли бы рассказать участники рынка.

А пока последним, отмечают в АТОР, зачастую приходится годами ожидать решения отнюдь не глобальных вопросов. Скажем, известно, что многие иностранные гости из Москвы далее отправляются в Санкт-Петербург на “Сапсане“ с Ленинградского вокзала. Однако, подъехать к вокзалу на автобусах нельзя – подъезд не предусмотрен. И в результате пожилые туристы вынуждены тащиться к нему издали со своими чемоданами. Об этой проблеме давно и много говорят, но урегулировать ее при содействии, в том числе РЖД, пока не удается. Мелочь? Но весь туристический бизнес состоит из таких мелочей.

А вот пример противоположного свойства. В ноябре прошлого года МИД РФ счел возможным облегчить процедуру оформления туров в Россию для жителей Индии, отказавшись от неудобной обязательной практики отправки оригиналов приглашений. Благодаря подобным мерам, в перспективе, очевидно, количество индийских туристов в России (с достаточно скромного сегодняшнего 50-тысячного уровня) начнет увеличиваться, надеются в АТОР.

Впрочем, полагают представители отрасли, без комплексного целенаправленного госучастия текущий год для сферы въездного туризма, похоже, вновь станет годом упущенных возможностей. В более активном и последовательном содействии государства, кстати, также нуждается внутренний туризм. Во “внутреннем“ сегменте драйвером роста мог бы стать социальный туризм, который предусматривал бы предоставление льгот для работодателей, отправляющих работников на отдых, развитие молодежного туризма и, наоборот, поддержку путешественников-пенсионеров. А пока, по понятным причинам, наиболее востребованными в огромной стране остаются Краснодарский край и Крым, где ожидается прирост потока на 15%. А некоторые аналитики даже предрекают рост и на 30%, и 50%.

К подобным прогнозам вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин относится скептически. Как он подчеркнул, последствия текущей экономической ситуации – с сокращением доходов населения и ростом цен и тарифов – неизбежно скажутся и здесь. “Чуда не будет! Хорошо, если в итоге прошлогодний результат в 4,1 млн туристов в Крыму в этом году удастся увеличить до 5 млн. И еще на 20% - с 12 млн в 2014 г.- получится повысить число отдохнувших в Краснодарском крае “, - заметил Барзыкин. И то, оговорил он, такой результат окажется возможным, если удастся решить проблемы логистики и участники рынка удержатся от искушения задрать расценки. Правда, в этом случае их быстро накажет рынок.

Конечно, цены на внутренних направлениях, вырастут, констатировал вице-президент РСТ. Но в целом, предположил он, ценовые графики должны удержаться в пределах инфляции. Тогда как цены на зарубежные туры, в первую очередь, будут определяться снижением рублевого курса. И если в рублях они подскочили, то в инвалюте, очевидно, будут удерживаться на прежних уровнях, а, может, и несколько снизятся.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Туристам пообещали сезон

Поделитесь с друзьями: