InvestFuture

Дилемма быстрого экономического роста

Прочитали: 369

Мир на пороге серьезной дилеммы. С одной стороны, для дальнейшего развития необходим быстрый экономический рост, как в последние 50 лет, с другой – такой подход влечет за собой негативные последствия, в первую очередь для окружающей среды. Так как сбалансировать рост и развитие с необходимостью обеспечить устойчивость мировой экономики?

Бывший советник президента США Лора Тайсон и глава McKinsey Global Institute Джонатан Ветцель в совместной статье на Project Syndicate предлагают выход из сложившейся ситуации.

"Беспрецедентный рост подушевого дохода в течение последних 20 лет помог вытащить из крайней нищеты более миллиарда человек. С середины 1970-х годов средняя продолжительность жизни в развивающихся странах увеличилась на 20 лет, а уровень безграмотности среди взрослых за последние 30 лет уменьшился почти вдвое.
Однако быстрый экономический рост оказывает мощное воздействие на окружающую среду. Более того, он сопровождается растущим неравенством в доходах, которое сейчас достигло исторического максимума во многих странах (хотя неравенство в доходах разных стран уменьшилось). В данных условиях кто-то может даже предположить, что замедление экономического роста для мира полезней.
Что ж, в этом случае решение уже найдено. Согласно новому докладу McKinsey Global Institute (MGI) старение населения и сокращение рождаемости во многих частях света могут значительно ослабить мировой экономический рост в ближайшие 50 лет.
Даже если производительность будет расти такими же темпами, как в последние полвека, темпы мирового экономического роста упадут на 40%, что намного ниже анемичного уровня последних пяти лет. Темпы роста занятости также существенно снизятся. В итоге даже на фоне замедления роста численности населения темпы роста подушевого дохода упадут примерно на 19%.
Конечно, предполагается, что ВВП утроится, а подушевой доход удвоится в течение следующих 50 лет. Но такие темпы долгосрочного экономического роста резко контрастируют с шестикратным увеличением ВВП и почти трехкратным ростом подушевых доходов в последние 50 лет.
Несмотря на потенциальную пользу, особенно для природы, предстоящее замедление экономического роста создает значительные риски. Рост сам по себе не является конечной целью. Он позволяет достичь более широких социальных целей, например создавать экономические возможности для трудоустройства миллионов уязвимых и бедных групп населения, а также обеспечивать социальные блага, такие как образование, здравоохранение и пенсионная система.
Как мы можем гарантировать выполнение этих императивов, несмотря на ограничения, связанные с демографией и охраной природы? Первым шагом является обеспечение экономического роста за счет роста производительности. Требуемое ускорение роста производительности – на 80% для поддержания роста ВВП и на 22% для поддержания роста подушевого дохода на уровнях минувшей половины столетия – пугает. Но опираясь на данные исследований в пяти секторах экономики, эксперты MGI обнаружили, что его достижение, хотя и "экстремально трудно", но возможно – причем даже без учета непредсказуемого технического прогресса.
Три четверти потенциального увеличения производительности может быть достигнуто за счет "догоняющих" улучшений, когда государства предпринимают шаги, уже доказавшие свою эффективность в других странах: модернизация розничного сектора, консолидация производства автомобилей на меньшем числе укрупненных заводов, повышение эффективности медицины, сокращение отходов в пищевой промышленности. Последняя четверть достигается за счет технологических, операционных и предпринимательских инноваций, например это может быть создание новых семян для повышения урожайности, использование новых материалов (таких как композиционные материалы из углеродного волокна) с целью уменьшения веса и повышения эластичности автомобилей и самолетов, перевод в электронную форму медицинских документов.
Другой значимый источник роста связан с расширением занятости и повышением производительности труда женщин. Сегодня лишь около половины женщин в трудоспособном возрасте имеют работу. Они зарабатывают на 25% меньше, чем мужчины на аналогичных должностях, и намного чаще оказываются заняты на неформальных, временных и малопроизводительных рабочих местах.
По оценкам MGI, рост вовлеченности женской рабочей силы в экономику может способствовать увеличению потенциальной рабочей силы на 60% в следующие полстолетия. Понимая этот потенциал, работодатели и власти должны будут приложить немало усилий для уничтожения дискриминационных практик, которые препятствуют найму и продвижению женщин по службе. Кроме того, политика в сфере кредитов, налогов и семейной поддержки должна помочь трудящимся сбалансировать обязанности дома и на работе.
В то же время, для того чтобы смягчить экологический эффект от по-прежнему быстрого роста экономики, мир обязан радикально повысить эффективность использования ресурсов. MGI и другие эксперты определили несколько экологически ответственных способов роста, базирующихся на идее более разумного использования исчерпаемых ресурсов.
Существует набор мер по повышению энергоэффективности, которые позволят вдвое сократить прогнозируемый спрос на энергию к 2020 году. Как показал пример штата Калифорния – восьмой крупнейшей экономики в мире, – строгие нормы энергоэффективности на самом деле не препятствуют ни росту экономики, ни росту занятости. Такие меры позволили Калифорнии сохранить подушевое потребление электроэнергии на одном и том же уровне в течение последних трех десятилетий без ущерба для роста экономики, хотя в остальных штатах США это потребление выросло на 50%.
Бизнес и потребители серьезно заинтересованы в повышении производительности ресурсов, поскольку это позволяет значительно снизить себестоимость. К счастью, политика, поддерживающая данные цели, сейчас становится популярной как в развитых, так и развивающихся странах. Даже если привлечение женской рабочей силы и повышение производительности и эффективности использования ресурсов позволят сохранить высокие темпы экономического роста, одна ключевая проблема сохранится: неравенство доходов. Впрочем, связь между ростом экономики и ростом неравенства доходов не так проста, поскольку неравенство росло как в медленно растущих развитых странах, так и в быстрорастущих развивающихся.
По мнению французского экономиста Томаса Пикетти, неравенство доходов увеличивается, когда доходность капитала начинает превышать темпы экономического роста. Это уже само по себе означает, что ускорение экономического роста позволяет сократить неравенство. Используя различные подходы, экономисты Международного валютного фонда также обнаружили позитивную корреляцию между снижением неравенства доходов и ускорением экономического роста, сделав вывод, что политика перераспределения доходов способствует более быстрому и устойчивому росту.
Экономический рост по-прежнему важен. Поскольку попутный ветер демографии меняется на встречный, а экологические проблемы становятся все более явными, бизнес и власти обязаны тщательно подумать над тем, как можно повысить эффективность использования ресурсов, одновременно стимулируя более полноценный экономический рост".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Дилемма быстрого

Поделитесь с друзьями: