InvestFuture

Излишнее регулирование банков делает рынок рисковым

Прочитали: 336

Для того чтобы обеспечить соблюдение 750 новых правил по капиталу, введенных после финансового кризиса, JPMorgan Chase занял более 950 человек. Еще около 400 сотрудников следят за выполнением примерно 500 различных инструкций по ликвидности активов, созданных остановить банкротство банка в случае обвала рынка.

Команда из 300 человек занимается соблюдением закона Волкера, состоящего из 1 тыс. страниц и запрещающего банкам зарабатывать на спекуляциях.

Все эти законы и инструкции должны помешать повторению череды банкротств и программ спасения 2008 г. Однако некоторые наблюдатели, включая главу JPMorgan Джейми Даймона и бывшего министра финансов США Лэрри Саммерса, уверены, что в своем стремлении сделать банки более безопасными, регуляторы создают более рисковую финансовую систему.

Давя на подразделения банков, которые занимаются торговлей облигациями, акциями, валютами и сырьем, утверждают критики, регуляторы делает подобные активы менее ликвидными.

Инвесторы больше не смогут быстро и дешево купить или продать их. Последствия спада, когда рынки не так ликвидны, могут быть чрезвычайно серьезными.

Банки уже экономят на всем, так как новые правила мешают их трейдинговым подразделениям получать необходимую прибыль. В прошлом они держали большое количество облигаций и других ценных бумаг, которые они покупали у одного клиента и позже продавали другому клиенту. Теперь банки должны иметь больше капитала и ликвидных активов для нивелирования возможных потерь от торговли, иметь значительно меньший по объему портфель и делать намного меньше ставок, отмечает британский журнал The Economist.

Между тем, стоимость находящихся в обращении облигаций достигла рекордного уровня, большая часть которых в руках фондов по управлению активами. Отчасти это произошло из-за уменьшения банковского кредитования, что толкает заемщиков на рынок облигаций, и отчасти является естественной реакцией на чрезвычайно низкую процентную ставку.

Даже компании с не очень хорошей кредитной историей выпускают “высокодоходные” долговые обязательства, которые нацелены на инвесторов, ищущих прибыль. Правительства также остаются активными заемщиками.

В итоге мы имеем дисбаланс. В Америке в прошлом году инвестиционные фонды имели всего в три раза больше облигаций, чем банки. Теперь у них их в 20 раз больше согласно данным ФРС. Джейми Даймон описывает еще более поразительную ситуацию с государственными казначейскими обязательствами США.

В 2007 г. JPMorgan и его коллеги имели в общей сложности доступных для торговли бумаг на $2,7 трлн. Сегодня этот объем не превышает $1,7 трлн, хотя американский государственный долг с тех пор увеличился в два раза. В Европе, где банки еще больше уменьшили инвестирование, ситуация намного хуже.

Результатом подобного перекоса, утверждают пессимисты, стали такие события, как “мгновенный обвал” (flash crash) в прошлом году, в ходе которого доходность казначейских обязательств упала на 0,34 процентного пункта без каких-либо причин – экстраординарный сдвиг для базовых ценных бумаг глобальной финансовой системы.

Встревожены этим и регуляторы. Комиссия по ценным бумагам и биржам США планирует провести стресс-тест для управляющих активами фондов, для того чтобы убедиться в их способности выстоять в кризис. Банк Англии хочет, чтобы они особенно внимательно обращали внимание на политику погашения.

Управляющие активами фонды также признают риски от снижения ликвидности. Результатом этого стало решение крупнейшего в мире фонда BlackRock ограничить свои позиции по некоторым бондам. Другие игроки дробят большие операции на маленькие заказы, для того чтобы избежать движения цен в неблагоприятном для них направлении, или торгуют в меньших объемах, чем могли бы.

Фонды, следящие за показателями бондов, держат необходимый объем наличных для погашения. Они могут также инвестировать в дериваты, увязанные с индексом, которые, как правило, более ликвидны, чем индивидуальные бонды. Если возникает необходимость срочного погашения, их можно быстро продать без особых потерь.

Другим вариантом для фондов по управлению активами является обход банков. Многие из них пытаются проводить кроссированные сделки с ценными бумагами (cross-trade) напрямую друг с другом, не используя банки в качестве посредника.

Однако проводить электронные заявки по встречной покупке и продаже бондов довольно сложно. Дело в том, что большинство фирм имеют акции лишь одного или двух классов, многие выпускают десятки бондов в различной валюте или с различным сроком погашения. Было несколько попыток создать соответствующие торговые платформы, но они не смогли привлечь достаточного объема.

Даже если все эти схемы начнут работать, фонды не смогут полностью заменить банки. У них нет той покупательной силы, так как их баланс не увеличивается за счет заемных средств. Лишь немногие из них способны действовать иначе: большинство (особенно те, которые пассивно следят за индексом) хотят войти или выйти с той же самой позиции в то же самое время.

Все это означает, что фондам по управлению активами приходится распродавать ценные бумаги по бросовым ценам при наступлении кризиса. Однако в отличие от банков, которые могут обвалиться из-за потерь от торговли, фонды являются простыми хранителями денег. Любые их потери перекладываются на плечи инвесторов.

Наличие банков (взаимосвязанных организаций, которые используют заемные средства) во главе риска уже доказало свою опасность во время кризиса. Возможно, их экономия сделала рынки более рисковыми. Хотя это может быть приемлемой ценой для превращения банков в более безопасные организации.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Излишнее регулирование

Поделитесь с друзьями: