InvestFuture

Бизнес по-итальянски: банкротство спасает от кризиса

Прочитали: 618

В средневековой Италии, когда торговец не возвращал долг, его лавку так разбивали, что он больше не мог вести бизнес. Слово "банкрот" вышло из итальянского выражения banco rotto, или "разрушенная лавка".

Современный закон о банкротстве в Италии не такой жестокий (хотя до 2006 г. должники теряли избирательное право, а всю их почту читали ликвидаторы). Тем не менее эта процедура болезненно медленная и, как правило, заканчивается ликвидацией компании, а не реструктуризацией долга.

Министр юстиции Италии создал специальную комиссию по разработке фундаментальных изменений в законе. План реформ должен быть обнародован уже в декабре.

Между тем, правительство на прошлой неделе приняло чрезвычайный декрет, который позволяет разблокировать бизнес с "плохими" долгами. Власти надеются, что это позволит банкам выдавать кредиты наиболее достойным компаниям и тем самым стимулировать экономику, которая после трех лет рецессии увеличилась в I квартале 2015 г. всего на 0,3%.

Медленная и неэффективная система гражданского судопроизводства Италии - одно из основных препятствий экономического роста и инвестиций.

В рейтинге Всемирного банка "О благоприятности ведения бизнеса" (Doing Business) Италия занимает 147-е место из 189 стран в категории "Обеспечение исполнения контрактов".

На эту процедуру у итальянских предпринимателей обычно уходит 1185 дней по сравнению с 540 днями в богатых странах. У Италии намного лучше результат в категории "Разрешение неплатежеспособности (процедура банкротства)" - 29-я строчка. Однако и здесь итальянцы довольно сильно отстают от наиболее развитых экономик.

На банкротство в Италии уходит в среднем более шести лет (в 2008 г. - девять лет), а на вступление кредитора во владение имуществом должника может уйти до 4,5 лет. Это одна из самых длинных процедур в Европе.

Все это стало особенно проблематичным во время финансового кризиса, когда резко увеличилась корпоративная неплатежеспособность: с 6 тыс. случаев в 2007 г. до 14 тыс. в 2014 г.

Результатом этого стал массовый невозврат кредитов, общая сумма которых в декабре достигла 325 млрд евро, или 16% от всего кредитного портфеля.

По словам Роберта Никастро из крупнейшего банка Италии UniCredit, "плохие" долги стали настолько привычным делом, что многие компании избегали выпускать счета дебиторов (опасаясь, что никогда не получат обратно деньги) и имели дело только с теми, кто может немедленно заплатить, пишет британский журнал The Economist.

Чрезвычайный декрет должен облегчить процедуру банкротства и увеличить сумму, которую кредитор может взыскать с должника. Кроме того, вводится специальная схема, в рамках которой план реструктуризации может быть утвержден, если его одобряют 75% кредиторов.

По словам Лорензо Стангеллини из Университета Флоренции, декрет также должен ускорить обращение взыскания и реализацию заложенного имущества примерно на год, а процедуру банкротства - на два года.

Но для того чтобы увидеть эффект от нововведений, потребуется какое-то время, так как изменения распространяются лишь на новые дела.

Тем не менее, по прогнозу миланского инвестиционного банка Mediobanca, сокращение периода взыскания по закладной на один год может уменьшить разрыв между ожиданием "плохих" долгов со стороны банков и предложениями покупателей на 3 процентных пункта.

Более радикальных изменений в процедуре банкротства следует ожидать лишь от будущей реформы, план которой министерство юстиции обнародует к концу года.

По словам Томмасо Фоко из итальянской юридической фирмы Portolano Cavallo, банкротство в Италии все еще остается предметом позора, поэтому, когда местный предприниматель наконец-то готов признать, что его компания испытывает серьезные финансовые проблемы, ее уже практически невозможно спасти.

Лишение банкротства клейма позора, возможно, так же сложно, как и ускорение связанной с ним процедуры.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Бизнес по-итальянски:

Поделитесь с друзьями: