InvestFuture

Два парадокса греческого кризиса

Прочитали: 332

Греческий кризис сочетает элементы трагедии и фарса. Накануне все ожидали, что новый министр финансов Греции Евклид Цакалотос представит Еврогруппе новые предложения, но он этого не сделал.

Позже выяснилось, что Афины все же огласили план (но тот, который уже обсуждался на прошлой неделе), причем не в письменной, а в устной форме. Вот что заявил президент Еврогруппы Йерун Дейссельблум:

"Мы приветствовали нашего нового греческого коллегу и выслушали его оценку ситуации после победы "нет" на референдуме в Греции. На данный момент греческий министр не представил новых предложений, и первым шагом правительства Греции должна быть отправка в Еврогруппу нового запроса; как только письмо с просьбой о помощи из Европейского стабилизационного механизма будет получено - надеемся, что это случится уже завтра утром, - Еврогруппа сможет начать процесс рассмотрения запроса. В первую очередь я попрошу наши институты проанализировать финансовую ситуацию в Греции и экономическую приемлемость долга, и только после этого институты вернутся к нам, и мы поймем, можем ли мы начать официальные переговоры. Все это должно быть сделано в течение нескольких дней. Как вы понимаете, у нас не так много времени. Спасибо".

Под словом "институты" Дейссельблум подразумевал так нелюбимую в Афинах "тройку" (Еврокомиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд). В ЕС недовольны, что греки представляют свои предложения слишком поздно, что не позволяет их тщательно проанализировать. При ситуации, когда в греческих банках заканчивается ликвидность, скорость чрезвычайно важна. Новое соглашение технически все еще возможно, хотя его вероятность с каждым часом уменьшается, отмечает британский журнал The Economist.

Между тем, противоречия в позициях каждой из сторон сильнее всего мешают решению проблемы. Кредиторы не хотят выделять Греции новый пакет помощи, до тех пора пока не будут проведены реформы. Отчасти это объясняется желанием показать пример другим странам, а также из-за негативного отношения собственных избирателей к соглашению.

Но чем сильнее они давят на греков, тем больше вероятность того, что они выйдут из еврозоны и объявят дефолт. Однако и в этом случае ЕС придется оказывать Греции финансовую помощь как по гуманитарным, так и геополитическим причинам. Таким образом, чем больше европейцы давят на Афины, тем выше вероятность получить то, чего они меньше всего хотят. Это парадокс №1.

С точки зрения Греции, дефолт ликвидирует долговую нагрузку и позволит (через девальвацию драхмы) вернуться к росту. Однако, если полученная конкурентоспособность приведет к гиперинфляции (вспомним дефолт Аргентины), то вряд ли простые греки почувствуют себя лучше, чем сейчас. Для того чтобы выход из еврозоны оказался для Греции успешным, необходимо провести такие же структурные реформы, какие "тройка" требует для сохранения членства в еврозоне. Это парадокс №2.

Между тем, распространено мнение, что Греция не получила никакой выгоды от программы помощи 2012 г. Это неправда. Официальные кредиторы выдали займы с длительным сроком погашения и низкой процентной ставкой, что позволяет греческому правительству экономить на небольших выплатах по процентам; по доле к ВВП они намного ниже уровня конца 1990-х гг., когда греческая экономика демонстрировала относительно неплохие результаты.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Два парадокса греческого

Поделитесь с друзьями: